Ремонт и обслуживание вентиляторов на примере Sapphire Dual-X

Как обслуживать и ремонтировать кулеры Dual-X и другие…

Рано или поздно, все майнеры сталкиваются с проблемами вентиляторов на майнинговом оборудовании. Особо остро эта проблема заметна при майнинге на видеокартах, и скорость возникновения первых симптомов часто зависит от чистоты воздуха и периодичности технического обслуживания карт. Из-за грязи, которую они накапливают, медленно стираются латунные или бронзовые втулки не обслуживаемых дешевых вентиляторов, которые используют большинство видеокарт. Под не обслуживаемыми кулерами мы подразумеваем такие, когда у вас нет доступа к механическим частям вентилятора. Одним из самых известных и широко используемых таких кулеров являются те, которые используются на картах Sapphire Dual-X

К счастью, эти дешевые вентиляторы подлежат восстановлению. Возможно, Вам, даже не придется их менять на новые, часто достаточно правильно их разобрать и почистить. Ниже вы найдете руководство о том, как полностью разобрать неисправный вентилятор от Sapphire 280X, очистить его и собрать или отремонтировать с помощью новых подшипников. Это руководство так же подходит для кулеров в новых моделях видеокарт с аналогичными проблемами.

В зависимости от того, что вы хотите — просто очистить вентиляторы, отремонтировать их или сделать их более долговечными, Вам могут понадобиться различные инструменты. Для простой чистки вентиляторов вам необходим лишь не агрессивный для пластика спрей для очистки тормозов или очиститель на спиртовой основе, не находящийся под давлением и пара отверток.  Для ремонта или модификации Вам еще понадобится цианоакриловый клей, небольшой винт и пара подшипников размером 2х5х2,5 мм (это правильный размер для кулеров Dual-X, некоторым другим вентиляторам могут потребоваться другие размеры). Теперь вам нужно запастись терпением и несколькими запасными кулерами, на случай если у вас не получится все с первого раза по неосторожности.

Первым делом нужно отсоединить вентилятор от кожуха — обычно кулеры закреплены тремя винтами. Верхняя часть вентилятора содержит не только лопасти, но также является частью ротора безщеточного двигателя, а нижняя часть содержит статор безщеточного двигателя, который вращает кулер. Вы должны разделить эти две части, используя три или четыре пальца, чтобы надавить между двумя частями. Кулеры от Gigabyte WindForce, к примеру, требуют больше усилий, чтобы отсоединится, так как, по-видимому, они имеют более сильное стопорное кольцо.

Вот две разобранные части кулера, это была одна из самых сложных частей работы. На этом этапе вы можете просто использовать чистящий спрей для очистки двух частей вентилятора. Этого вполне достаточно, чтобы значительно продлить срок службы кулера, если вы выполняете это обслуживание регулярно, раз в несколько месяцев. Желательно использовать чистящую жидкость под давлением, которая выведет всю грязь из нижней части вентилятора, поскольку ее труднее очистить, чем верхнюю.

Для людей, которые хотят отремонтировать или модернизировать свои кулеры с помощью двух шарикоподшипников, тем самым значительно увеличив их жизненный цикл, нужно будет продолжить демонтаж. Вам необходимо использовать плоскую отвертку или плоский инструмент, который нужно вставить между двумя полюсами статора и осторожно надавить. Не нажимайте слишком сильно, если вы не почувствуете, что статор с печатной платой немного движется, просто перейдите к следующему полюсу и повторите действие. Это необходимо, потому что печатная плата с электроникой и статором двигателя, который находится сверху, приклеивается к пластиковой нижней части вентилятора, и вам нужно отделить склеенное место. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить медный провод, на обмотке, так как это может повредить двигатель. Также слишком большое давление может сломать статор от печатной платы, поэтому вам нужно быть предельно осторожными.

Как видите, нижняя пластиковая деталь содержит металлическую втулку (вентиляторы с вкладышем), а поверх нее — пластиковое кольцо держателя, которое фиксирует верхнюю часть кулера. На печатной плате и статоре двигателя видны следы некоторой смазки и пыли. Вам нужно осторожно снять пластиковое кольцо держателя, под ним — металлическая втулка, которую нужно вытащить. Для модернизации мы заменяем ее двумя шарикоподшипниками. Что обеспечивает более длительный срок службы и надежность вентилятора. После того, как снимете пластиковый держатель, вы заметите в нем много грязи, это то, что по сути убивает вентилятор, так как это дестабилизирует вращающуюся часть вентилятора.

Что бы достать втулку необходимо ввернуть в нее винт с помощью отвертки. Будьте осторожны, немного вкрутите винт и вытащите его вместе со втулкой. После удаления металлической втулки, под ней должен быть маленький черный диск, который можно легко потерять, а его будет необходимо вернуть обратно, после очистки.

Очищайте все от пыли и грязи и следите за тем, чтобы не потерять какие-либо мелкие детали. Модификация заключается в том, что вместо возврата металлической втулки, мы будем вставлять шарикоподшипники внутри пластикового дна вентилятора.

При сборке, начните с размещения маленького черного диска внутри нижней пластиковой части, убедитесь, что он правильно расположен на дне, прежде чем начинать вставлять шариковые подшипники. Два шарикоподшипника 2x5x2.5 мм должны плотно входить внутрь, где была оригинальная металлическая втулка. Просто осторожно нажмите на них и поместите держатель пластикового кольца сверху.

Нанесите каплю цианоакрилового клея на то же место, где был оригинальный клей, и быстро поместите печатную плату с электроникой и статором обратно на нижнюю пластиковую часть. Вы можете использовать кабели вентилятора в качестве ориентира, для правильного соединения этих частей, чтобы не возникало проблем с их склеиванием. Обратите внимание, что бы пластиковое кольцо не сместилось при склеивании и осталось в исходном положении по центру над подшипниками. В противном случае, вам может потребоваться разбирать и склеивать эти части заново.

Подождите пару минут пока клей высохнет, и вентилятор можно будет собирать. Просто держите части кулера параллельно друг другу и плавно давите на них, пока не услышите щелчок. Это означает, что кольцо держателя закрепилось на стальном валу ротора (верхняя часть вентилятора). Перед тем как установить кулер обратно на видеокарту, обязательно проверьте его работоспособность, подключив к источнику питания. В результате данной модификации, мы получили кулер, который более устойчив к загрязнениям и не так часто нуждается в техническом обслуживании.

Теперь у вас должно быть меньше проблем с кулерами на ваших фермах. Если у вас нет возможности для модификации и вы выполняете более простую процедуру очистки раз в нескольких месяцев, у вас будет гораздо меньше неприятностей с вентиляторами в долгосрочной перспективе. Мы уже отремонтировали и обновили достаточно много кулеров Dual-X, Windforce и некоторые другие подобные модели и остались довольны результатами.