Российские банки нашли способ легализовать криптовалюты. Ассоциация банков России (АБР) подготовила доклад под названием «Концепция оборота децентрализованных криптовалют», который планируется обсудить на площадке организации в начале октября.
Документ содержит предложения по легализации цифровых активов в России с использованием зарубежного опыта. Об этом сообщают «Известия».
В российской юридической практике такая норма может быть закреплена в рамках понятия «вновь созданное» (включает имущество, самостоятельно произведенное гражданином, например плоды, изделия и т.д.). В таком случае криптовалюты можно будет считать вещью и облагать налогом, как и бартерные сделки.
АБР ссылается на законодательство Австрии, где сказано, что «лицо, которое приобретает в результате майнинга виртуальные активы, их оккупирует, то есть захватывает, и становится первым легальным их собственником». Вместе с тем майнинг можно отождествить и с поиском клада.
«Применяя юридическую фикцию, можно было бы утверждать, что первый обладатель криптоактивов их «нашел», поскольку получение от анонимной системы можно условно считать находкой», – сказано в докладе.
Кроме того, как пояснил вице-президент АБР Анатолий Козлачков, криптовалюта возникает в результате майнинга, то есть активности человека, который сам ее создает. Таким образом, в российском праве криптовалюта попадает в категорию «вновь созданное», полагают в ассоциации банков.
«Появятся основания считать криптовалюту вещью – с поправкой на ее цифровую природу», – подчеркнул Козлачков. По его мнению, в этом случае «ее можно будет использовать в бартерных сделках, облагать налогом, как предусмотрено в соответствующем разделе налогового кодекса».
Одновременно, добавил вице-президент АБР, удастся избежать признания криптовалюты платежным средством и денежным суррогатом.
Также АБР считает, что криптовалютные операции должны облагаться налогом на прибыль как товарообменные сделки. Регулироваться доступ к этому рынку будет по аналогии с рынком ценных бумаг. Покупку криптовалют придется декларировать, а цифровые кошельки – деанонимизировать. При этом авторы концепции отмечают, что виртуальные деньги должны находиться в свободном обращении и обмениваться на товары, валюту и токены.