Тим Дрейпер: Благодаря блокчейну диктатура, феодализм и клановость уйдут в прошлое

Журналист Wires Джатин Мадхра взял интервью у Тима Дрейпера, известного американского венчурного капиталиста и криптоэнтузиаста.

Тим Дрейпер: Благодаря блокчейну диктатура, феодализм и клановость уйдут в прошлое

Выпускник Стэнфорда и Гарварда Тим Дрейпер — основатель компаний Draper Associates, Draper Venture Network, Global VC. Он также создал школу предпринимателей Draper University of Heroes в Калифорнии.

Дрейпер получил широкую известность в июле 2014 года, когда купил значительное количество биткоинов на аукционе Службы маршалов США.

Среди его наград — Entrepreneur for the World от Всемирного фонда предпринимательства, Midas List от Forbes, а также «Топ-100 финансистов» от Worth. Предлагаем вашему вниманию сокращённую версию интервью, которое Джатин Мадхра взял у мистера Дрейпера.

Джатин Мадхра: Вы верите в блокчейн, и мы тоже. Прошу пролить свет на то, как, по вашему мнению, технология блокчейн изменит мир.

Тим Дрейпер: Если вы работаете со всевозможными большими данными, будь то биткоин или смарт-контракты в комбинации с искусственным интеллектом, это значит, что в вашем распоряжении внезапно оказалась платформа, способная трансформировать крупнейшую в мире индустрию. Это самая большая и захватывающая вещь, которую я когда-либо видел в бизнесе венчурного капитала. Мы стали свидетелями того, как интернет изменил информацию, общение и даже вашу работу журналиста. Мы увидели трансформацию таких крупных отраслей, как здравоохранение, финансы, управление. Венчурный капитал изменился: как вы видели в третьем квартале прошлого года, стартапы привлекли больше средств через ICO, чем у венчурных капиталистов.

В торговле внезапно появилась децентрализованная открытая глобальная валюта, и теперь я могу использовать биткоин в любой стране. У меня есть друг в Аргентине, и он сказал, что его семейное благосостояние было уничтожено трижды, и всё из-за валютных манипуляций. Ему всего 30 лет, и он построил отличную биткоин-компанию в Аргентине.

также трансформирует здравоохранение. Представьте себе, что у вас под рукой все ваши медицинские записи — там, где вы находитесь, обедаете и т.д. Совокупность этих данных более ценна для вас по сравнению с тем, что придумает и скажет доктор в очередной раз. У вас под рукой окажется гораздо больше персонифицированной медицинской помощи, исходящей из облака.

Все страны будут конкурировать за то, чтобы включить биткоины и блокчейны в свои системы. Таким образом, цифровая валюта будет противостоять политической. Ни один политик не сможет заставить вас владеть цифровыми валютами. А воздействие фиатных валют на вас сильно зависит от политического руководства. Так что мы живём в очень захватывающее время: диктатура, феодализм и клановость уйдут в прошлое.

Джатин Мадхра: В 2013 году вы запустили Draper University. Расскажите о принятой там модульной системе, о том, как она помогает студентам научиться предпринимательству. Какие советы вы могли бы дать молодежи?

Тим Дрейпер: Мы запустили Draper University потому, что люди говорили: практическому предпринимательству невозможно научить. Всякий раз, когда кто-то говорит, что что-то невозможно, я начинаю думать: «А как бы я это сделал?» Вы должны быть настойчивыми и гибкими, чтобы справиться со всем тем, с чем приходится иметь дело предпринимателям. Вы должны знать, как продавать и как работают финансы; вам нужно знать все эти фундаментальные вещи. Я создал пятинедельные летние и четырёхмесячные осенние курсы. Летние пять недель мы называем «Подготовка героев», где вся работа командная. Текущая система обучения создаёт последователей; вы должны научиться пробовать и терпеть неудачи. Сейчас у нас 1000 студентов, и они уже создали 350 компаний в 76 странах. Я стараюсь запоминать их имена, ведь мы вместе проходим тренировки на выживание с морскими котиками.

Джатин Мадхра: Это действительно впечатляет. Как бы вы прокомментировали инвестиции в будущее блокчейна, криптовалют и стартапов?

Тим Дрейпер: Я не считаю это инвестициями, скорее, это новые способы работы. Во всём мире это способствует созданию ликвидности. Эта новая валюта свободна и открыта, в отличие от фиатных валют, которые закрыты и определяются политикой.

Я считаю, что в конечном итоге стоимость криптовалют увеличится, потому что они получат широкое распространение. Они сделают мировую экономику более открытой и создадут свободные и справедливые правительства. Если страны не откроют свои границы для биткоина, то в ближайшие 20-40 лет рост таких экономик замедлится.

Посмотрите на Японию. Когда её власти увидели, что криптовалюты в Китае стали вне а, они сделали биткоин национальной валютой и стали привлекать предпринимателей, покинувших Китай в поисках лучших возможностей. Социально-экономическая динамика стран сейчас очень интересна, и мы обязательно увидим новый мир.

Джатин Мадхра: Раз вы упомянули негативную позицию Китая по криптовалютам и благоприятную политику Японии, то что вы думаете об Индии, где правительство не может определиться? Что бы вы посоветовали гражданам и правительству Индии?

Тим Дрейпер: В Индии долгое время правительства были коррумпированы, и, кажется, теперь есть лидер, который хочет навести порядок. Уверенности в рупии нет. Народ Индии нуждается в валюте, которой он мог бы доверять, и он должен прочувствовать эту свободу и честность. Думаю, что Индия должна следовать примеру Японии. Ей стоит сделать биткоин национальной валютой, чтобы он функционировал наряду с рупией.

Индия может превратиться в одну из сильнейших экономик мира. Если людям разрешат экспериментировать с большими данными, биткоинами, блокчейнами и искусственным интеллектом, то вряд ли вы увидите бегство предпринимателей из страны. Налоговых поступлений будет достаточно для того, чтобы совершенствовать инфраструктуру и делать страну ещё лучше.

Джатин Мадхра: Очень хорошо сказано. Как вы думаете, какой способ сбора средств для предпринимателей предпочтителен — ICO или VC?

Тим Дрейпер: Это зависит от того, что конкретный предприниматель хочет сделать. Если у него есть собственное предприятие, то ему, скорее всего, нужно обратиться к венчурному капиталу; но если он занимается созданием токенов, то это уже совсем другой бизнес. Поэтому я думаю, что предприниматели должны выбирать между токенами и собственным предприятием. Думаю, что оба способа привлечения средств хороши; когда вы пытаетесь что-то сделать, вам просто нужно взять и собрать деньги — это может быть и венчурный капитал, и средства от продажи токенов. Деньги нужны для того, чтобы идти вперёд, убедившись, что вы соблюдаете законы той страны, в которой находитесь.

Джатин Мадхра: Я перехожу к последнему вопросу. Какой совет вы дадите людям, которые только хотят начать работу с криптовалютами? Многие до сих пор не представляют, как за это взяться.

Тим Дрейпер: Я скажу, что это просто, и не знаю, что их удерживает. Думаю, что у них должна быть вера в криптовалюты. Они должны торговать криптовалютами так, будто имеют дело с реальными, а не с какими-то «смешными» деньгами. На самом деле они за свои «смешные» деньги покупают то, что потенциально может стать валютой будущего и реальными деньгами. Я довольно быстро разобрался, как завести кошелёк и положить туда средства, думаю, и остальные справятся.