В последнем интервью основатель Cardano Чарльз Хоскинсон рассказал о defi, которые он неожиданно назвал пузырём, который уже готов лопнуть.
Что побудило Хоскинсона выразиться подобным образом, ведь совместно с разработчиками он превращал свой блокчейн в комфортную среду для децентрализованных финансов?
Децентрализованное финансирование или DeFi – это термин, обозначающий финансовые продукты и услуги, доступные каждому. Это система финансовых продуктов, написанных на блокчейнах, позволяющая взаимодействовать покупателям, продавцам, кредиторам и заёмщикам.
Оно отличается от традиционных финансов с посредниками в виде банков и брокерских контор тем, что для присоединения к ним кроме удостоверения личности государственного образца люди должны предоставить массу других документов, особенно если речь идёт о получении кредита.
С лета 2020 года объём средств, заблокированных в DeFi, растёт в геометрической прогрессии. Ethereum – самый крупный игрок на этом рынке, однако такие восходящие звёзды, как Binance Smart Chain, solana и Terra, постепенно отвоёвывают свою долю рынка.
Важно учитывать, что в этом секторе надзор регулирующих органов минимален. Однако в США всё может измениться, поскольку председатель SEC Гэри Генслер намекнул на большие перемены.
Генслер подчеркнул, что многие проекты, которые называют себя децентрализованными финансами, в значительной степени централизованы. По этой причине они попали в поле зрения регулятора ценных бумаг США.
Возможно именно поэтому Хоскинсон сказал, что DeFi – это пузырь, который ничем не отличается от бума ico в 2017 году.
Стадия пузыря необязательно означает нечто плохое. Это означает, что люди осознают ценность этого продукта, но рынку очень трудно оценить её.
Он также упомянул о быстром увеличении количества проектов с небольшими командами и низкой ликвидностью, стоимость которых составляет миллиард долларов. По его мнению, это сигнал о том, что индустрия DeFi в упадке.
Таким образом, вполне может быть, что место нынешних DeFi займёт что-то другое. И это следующее поколение DeFi, как выразился Хоскинсон, будет доступно для всех.