Бывший главный экономист МВФ и действительный профессор экономики и государственной политики Гарварда Кеннет Рогофф полагает, что биткоин и другие криптовалюты сейчас представляют собой «лотерейные билеты».
В статье, опубликованной 10 декабря в Guardian, Рогофф (на фото) утверждает: хотя многие считают, что криптовалюты «отыграли своё» и находятся в процессе необратимого спада, в действительности, трудно сказать с определённостью, что их стоимость упадёт до нуля.
По его мнению, остаётся без ответа ряд важных вопросов – в частности, сумеют ли крупные экономики успешно принять криптовалюты. Речь идёт о том, что за рамками совместных попыток урегулирования, которые предпринимают объединения стран, наподобие ЕС или g20, принятие криптовалют на государственном уровне пока происходит только в слабых странах-изгоях, таких как Иран, Сомали, Венесуэла и Северная Корея.
Поэтому, отмечает Рогофф, пока трудно предсказать конечную судьбу этого класса активов.
Рогофф пытается понять, какова «естественная» или «врождённая» стоимость/ценность биткоина. По его мнению, приписываемый биткоину статус «цифрового золота» сомнителен, поскольку, в отличие от реального золота, биткоин не находит применения за пределами монетарной сферы, и для того, чтобы поддерживать его функционирование, требуются значительные объёмы энергии, что делает биткоин менее стабильным и устойчивым, чем центральная банковская система.
Профессор считает, что крупные экономики не намерены терпеть криптовалюты из-за того, что последние, зачастую, являются инструментом отмывания денег. С другой стороны, пишет он, если лишить цифровые активы их качества анонимности/псевдонимности, то они утратят привлекательность в глазах широких масс. Таким образом, считает Рогофф, это замкнутый круг.
В результате, полагает экономист, долгосрочное использование и распространение криптовалют, в их нынешнем состоянии, возможно только за пределами больших, регулируемых экономик, что сделает их «заповедником» группы стран-париев, наподобие Венесуэлы, которая сейчас отчаянно пытается выкарабкаться из ямы экономического кризиса с помощью национальной криптовалюты Petro.
Задаваясь вопросом о том, какое будущее ждёт криптовалюты, Рогофф пишет:
«Регуляторы постепенно осознают тот факт, что никак не могут позволить существование масштабных транзакционных технологий, отслеживание которых обходится слишком дорого, и которые дают возможность уклоняться от налогов и заниматься криминалом. В то же время, центральные банки, от Швеции до Китая, понимают, что они также не в состоянии выпускать цифровые валюты. Когда речь идёт о новых формах денег, частный сектор способен создавать инновации, но со временем их «присваивает» и ставит в правовые рамки власть».
По мнению Рогоффа, в итоге, мы приходим к сценарию «лотереи», когда цена биткоина может как упасть до $100, так и взлететь до $100 000, причём утверждать с определённостью, в какую сторону качнётся маятник, невозможно, поскольку на развитие цены влияют многочисленные факторы, которые трудно даже представить и учесть, в настоящий момент.
Объясняя, почему даже популярного представления о биткоине, как о средстве сохранения стоимости, недостаточно для того, чтобы его цена сохранилась, Рогофф пишет:
«Экономисты, включая меня, работавшие над этой проблематикой на протяжении пяти десятков лет, прекрасно знают, что ценовые пузыри, сопровождающие активы, лишённые естественной ценности, рано или поздно непременно лопаются. Цены активов, обладающих реальной фундаментальной ценностью, не могут значительно отклоняться от исторического эталонного уровня. Деньги, эмитируемые правительствами, едва ли обладают ценностью исключительно в силу социального договора; правительства платят ими работникам и поставщикам, и взимают в них налоги».
В конечном счёте, заключает Рогофф, именно политика, проводимая властями, определит судьбу биткоина и его аналогов. От неё зависит, смогут ли криптовалюты получить распространение в розничной торговле, или останутся валютой-утопией, используемой исключительно в дарквебе и в экономиках несостоявшихся государств.