Проект федерального закона «О суверенном Рунете», принятый 12 февраля 2019 года в первом чтении Госдумой РФ, дал пищу для оживлённых дискуссий. Многие россияне опасаются, что Рунет будет развиваться по китайскому сценарию, и в стране появится проект, аналогичный «Великому китайскому файрволу». Может ли, на фоне запрета популярных западных соцсетей, появиться «чисто русское приложение», аналогичное китайскому wechat?
Любой, кто оказывается в КНР, очень быстро получает представление об универсальной роли этого мессенджера в стране. В Сети можно встретить такие наблюдения: «Первое, с чего начинается Китай – с мобильного приложения WeChat. Без него здесь прожить никак нельзя, он заменяет китайцам всё – и мессенджер, и социальную сеть, и сайт знакомств, и скайп, и инстаграм, и интернет-кошелёк, и переводчик. В метро, в автобусе, в кресле у стоматолога и в местной бане – все тупят в WeChat. Без него никуда».
Естественно, что популярность WeChat обусловлена Интернет-цензурой в КНР – доступ к ряду иностранных сайтов, включая популярные западные соцсети, жёстко ограничен.
Насколько реально возникновение российского аналога WeChat?
Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы РФ, считает, что подобный проект в России возможен. но только не как дочернее предприятие WeChat, который полностью оптимизирован под китайского пользователя, включая даже наборы стикеров с перечислением китайских народных праздников. В остальном, считает Шайдуллина, подобная площадка была бы очень полезной для российского пользователя. Но, скорее всего, на её внедрение уйдет не один год. По её словам, если российский аналог WeChat и появится, возможно, с ним получится, как с криптовалютами – поначалу законодатели будут игнорировать проект, но как только его популярность превысит определённый порог, начнутся правовые регуляции и попытки ограничить возможности приложения.
Василий Чёрный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics, допускает, что с технологической точки зрения аналогичный проект в России вполне возможен, но претендентов, которые могли бы разработать платформу, подобную WeChat, с таким же потенциалом развития и интеграционными возможностями, пока нет. Даже мировой лидер среди мессенджеров – WhatsApp – не настолько функционален, как WeChat.
Чёрный отмечает, что занять эту нишу в России мог бы telegram, учитывая развитие платформы Telegram Open Network, но у него проблемы с законом.
Эксперт обращает внимание на то, что китайское приложение уже давно переросло категорию мессенджера. К примеру, аккаунт WeChat в Китае уже приравнивается к привычному нам паспорту. Распространение этой технологии, считает Чёрный, не остановить, она будет охватывать всё больше и больше сфер жизни рядового китайского гражданина. В России такой проект более чем возможен. Для этого лишь нужно объединить популярный мессенджер и социальную сеть с распространённой внутри страны платежной системой. Ближе всех к воплощению такого проекта находится мессенджер «ВКонтакте», объединяющий собственно мессенджер, социальную сеть, инструмент для электронной торговли, сообщество, а с недавних пор и развивающий свою платёжную систему. Юридические и финансовые предпосылки для создания замкнутой внутри себя системы по типу WeChat тоже найдутся, уверен Чёрный.
Антон Немкин, член совета директоров AT Consulting, лидер проекта «Sochi. Digital Valley», полагает, что предпосылок к появлению в России нового игрока нет. По словам Немкина, рынок мессенджеров в России сформировался более пяти лет назад: его занимают WhatsApp, facebook, «ВКонтакте» и Telegram. WeChat интересен для российских пользователей лишь как «окно в Китай», а широкий функционал, которым может похвастать китайское приложение, постепенно появляется и в уже работающих на российском рынке сервисах. Как считает эксперт, сегодня мессенджеры переживают фазу активного развития, и если ландшафт в России и будет меняться, то за счёт новых неожиданных игроков, а не лидеров рынка.
Константин Ян, сооснователь и технический директор платёжного сервиса CloudPayments, допускает, что подобный проект в России возможен. Технологические платформы, говорит он, есть – начиная от древней ICQ и заканчивая прогрессивными мессенджерами, такими как Telegram и WhatsApp. Но стоит учесть, уточняет Ян, что он потребует масштабных финансовых инвестиций, чтобы развиться до уровня WeChat.
Юлия Польманн, партнёр компании Market Entry Atelier, уверена, что секрет успеха WeChat кроется в отсутствии конкурентной среды. У 800 млн китайских пользователей нет доступа к таким сервисам, как Facebook, Twitter и Instagram. Кроме того, отмечает Польманн, китайское приложение появилось «в правильное время»: китайские пользователи, фактически пропустив время классического Интернета, перешли сразу в мобильный. И, самое главное, WeChat отталкивается от потребностей клиентов. Его основная стратегия – связывать потребности людей и бизнесы, именно поэтому WeChat так удобен для пользователей.
Суммируя ответы экспертов, мы приходим к следующему заключению: с технологической точки зрения возможности создания национального мессенджера есть, но занять лидирующие позиции на российском рынке Интернет-мессенджеров новый игрок сможет лишь при самом катастрофическом развитии событий – при полном отключении России от Всемирной паутины и запрете всех западных социальных приложений.