Риккардо «Пушистый пони» Спаньи (Riccardo Spagni) и команда специалистов объявили о создании совершенно нового протокола на базе сети Monero — Tari, созданного с совершенно новыми характеристиками, пишет Coinjournal. Он позиционируется как протокол, готовый превзойти любой другой «me-too» протокол для создания токенов.
С тех пор, как я попал в систему биткоина, в моей голове звучал вопрос: «Криптовалюта перевернет финансовый мир?» По мере того, как я начал изучать биткоин, быстро появился другой вопрос: «Является ли биткоин итерацией криптовалюты, которая перевернет финансовый мир»? И все в таком духе. Другие монеты заняли значительную часть сети. И ни одна из них не является такой же сильной и влиятельной как Эфириум (Ethereum).
В некоторой степени Эфириум объективно превосходит биткоин — он более гибкий и мощный. Но он не занял его место, так как у биткоина есть свои преимущества — это актив и средство накопления. Он простой и безопасный. Таким образом, они стали разными монетами, предназначенными для разных целей. Поэтому вопрос снова претерпел изменения и распался на две составляющие:
«Будет ли биткоин итерацией криптовалюты, которая перевернет финансовый мир?» и «Будет ли Эфириум итерацией криптовалюты, которая приведет к революции децентрализованных приложений (DApps)?»
Второй звучит чуть проще. Эфириум может выполнять и другие функции, а биткоин по-прежнему играет важную роль в DApps и может даже обойти Эфириум.
Цель Tari не только стать конкурентом Эфириума, но, возможно, стать следующим этапом эволюции экономики токенов.
Соучредитель и ведущий разработчик Tari Риккардо «Пушистый пони» Спаньи встретился с Оливером Кардингом (Oliver Carding) и Камероном Карпентером (Cameron Carpenter) из CoinJournal на конференции Consensus, где они обсудили свое видение монет.
Если это имя вам знакомо, то вероятнее всего, что вы считаете Спаньи ведущим разработчиком Monero — главной монеты, ориентированной на конфиденциальность. Tari образован поверх Monero, и, как и сама сеть, его главная особенность – анонимность.
В интервью Спаньи сказал, что токены, созданные на Tari, будут иметь слайдеры конфиденциальности.
«Вы уже получили более сложные опции в виде определенного уровня конфиденциальности. С игровым токеном или игровым активом может что-либо произойти. Возможно, эмитент не захочет показывать движение этих активов, так как это конфиденциальная информация. Поэтому здесь будет максимум конфиденциальности.
Затем, вполне возможно, появится кто-то, кто захочет использовать платформу для выпуска токенов, и sec может выдать предписание об отслеживании транзакций. И [в случае с Tari] они могут сказать, что этот актив не обладает конфиденциальностью.
Поэтому, возможность установки такого слайдера конфиденциальности зависит от того, что именно вам нужно для вашего личного регулятора загрузки. Я считаю, что это очень важным тот факт, что универсального размера не существует. Я считаю необходимым обеспечить максимальный уровень функциональности, насколько это возможно, чтобы не ограничивать этот аспект.
Дело в том, что мы создаем этот продукт и его пробную версию одновременно, и занимается этим одна и та же команда, что тоже очень важно. Тестовая версия в значительной степени опирается на протокол и устанавливает требования. Если вы как эмитент говорите: «Мне нужно иметь возможность сделать что-либо», команда протокола может ответить: «Хорошо. Это часть функционала, о которой мы раньше не думали, а теперь добавляем». К моменту запуска у нас будет протокол, способный обрабатывать сложные цифровые активы, и это реально, потому что мы построили платформу и построили протокол».
Давайте постараемся это осмыслить. Создатели токенов могли, чисто теоретически, забыть о необходимости создавать слои конфиденциальности для обеспечения безопасности своих пользователей, или забыть о создании идентификаторов.
Два примера, приведенных Спаньи, прекрасно отражают две крайности выпуска токена. Не все нужно отслеживать в такой игре как Крипто-котята. На самом деле, учитывая рост их стоимости, было бы лучше, если бы некоторая информация была скрыта с целью безопасности ее владельцев.
Любое упоминание о конфиденциальности должно сопровождаться разъяснением, почему такая конфиденциальность важна для людей, не пользующихся этим с целью приобретения наркотиков или финансирования терроризма.
Если вы покупаете реальный коллекционный экземпляр за наличные, то об этой транзакции не будет никаких публично доступных записей. Даже о покупке через кредитную карту где-нибудь будет запись, но она не общедоступна. То же самое можно сказать и о цифровых коллекциях. Всем участникам важно знать, «сколько «X» вырвались на волю», а не кому принадлежит каждый из них. Показывать всем, что у вас есть коллекция чрезвычайно ценных Крипто-котят, возможно, не очень хорошо для безопасности.
Но, если не принимать во внимание уникальные предметы, есть и другие причины, по которым вы бы предпочли меньшую степень конфиденциальность, даже без угроз SEC, который все контролирует. В открытых акционерных обществах инвесторам полезно знать, сколько акций принадлежит совету директоров (или в данном случае токенов).
В конце прошлого года компания intel выяснила, что у ее CPU были серьезные пробелы в системе безопасности, которые названы эксплойтами Spectre и Meltdown. Мало кто знает о том, что несколькими месяцами ранее генеральный директор Intel продал пакет акций Intel. Информация об этом появилась в СМИ благодаря законам о раскрытии информации о публичных компаниях. С токеном Tari, у которого конфиденциальность настроена определенным образом, она могла появиться раньше и из более надежного канала.
Настройки конфиденциальности не единственная характеристика Tari. При непосредственном участии Спаньи, неудивительно, что здесь будет самое серьезное обеспечение конфиденциальности из всех протоколов токена.
Это говорит о том, что они собрали потрясающую команду. Кроме «пушистого пони» в число соучредителей Tari входит Нэвин Джейн (Naveen Jain), который создал несколько успешных компаний в индустрии развлечений и был первым майнером Monero, Дэн Тэри (Dan Teree) – основатель компании Ticketfly, которую впоследствии купила Pandora за $ 450 млн.
И они сфокусированы на пользовательском опыте, объяснил Спаньи.
«К сожалению, люди со знаниями UX часто работают над довольно простыми проектами, где легко от всего абстрагироваться. Сложные задачи, такие проблемы уровня протокола как Lightning, не привлекают талантливых людей. Они потрясающие разработчики, но ничего не смыслят в UX. Поэтому мы пытаемся найти способ работать в двух направлениях».
UX и UI будут иметь первостепенное значение для успеха Tari. Эфириум приобрел популярность, когда запускать собственные токены стало значительно легче. Все бессмысленно, если пользователь не получит положительный опыт. Это касается всего — покупки, продажи и просмотра токенов и их создания с нуля. Но вряд ли будет использовать Tari для покупки билетов на концерт, если для этого нужно открыть командную строку и ввести десяток команд, чтобы убедиться, что все в порядке.
При таком серьезном подходе к пользователю, встроенной безопасности блокчейна Monero и инновационным настройкам конфиденциальности, которые выходят за рамки того, что мы видели в криптомире, Tari может стать новым технологическим прорывом.
К сожалению, до этого еще далеко. Предположительно, до релиза еще два года. Команда должна выполнить все заявленные обещания: Спаньи имеет опыт работы на рынке криптовалюты, что дает все основания воспринимать его всерьез. Криптовалюта Monero уже заполучила корону конфиденциальности на основе протокола CryptoNote, которому предшествовал ByteCoin, и теперь она обратила внимание на Эфириум с потенциально более надежным протоколом.
Будет ли этого достаточно, чтобы преодолеть сетевой эффект Эфириума? Время покажет. Нетипично, что у команды Tari нет необходимости в краудфандинге. Проект не будет выходить на ICO с глупыми скидками и реферальными программами Ponzi-lite. Они привлекли частные средства для старта разработки, всем остальным придется дождаться финального проекта.