Перевод интервью с Ником Картером, партнером Castle Island Ventures и соучредителем Coinmetrics. Оригинал опубликован на Hackernoon.
Как вы узнали о биткоине?
Случайно в 2013 году, серьёзно начал изучать в 2015-м.
Лучший опыт работы с биткоином?
Хм… Каждый раз, когда я отправляю биткоин. Это всё еще кажется волшебством. Другие моменты, которые мне запомнились — это когда я начал глубоко понимать важность Proof-of-Work. Для меня это постепенный процесс, а не что-то внезапное.
Худший опыт работы с биткоином?
Размышления о всех тех биткоинах, которые я потратил на дурацкие вещи…
Как вы думаете, что является самой большой угрозой для биткоина?
Либо будет предложена намного лучшая альтернатива, либо Proof-of-Work окажется более затратным, чем мы думаем, и от него придется отказаться. Последний вариант возможен в том случае, если рынок комиссий не сможет субсидировать майнеров. Это попадет в категорию неудач из-за отсутствия интереса к индустрии.
Я думаю, что некоторые из этих проблем на уровне протокола могут быть решены. В конечном счете, биткоин является реестром владельцев (набор utxo), и протокол может быть не самым лучшим для сохранения этого состояния. Много денег было потрачено на справедливое распределение этих монет, и никто не хочет отказываться от этого. Так же, как эфириум 2.0 изменяет практически все в протоколе (кроме модели аккаунтов), я думаю, что биткоин всегда может радикально изменить основной протокол, сохраняя преемственность в наборе UTXO.
Что вы думаете о различных форках биткоина?
Я бы хотел, чтобы альткоины жили и умирали самостоятельно, а не пытались использовать бренд биткоина для продвижения на рынке. Я обычно придерживаюсь подхода, основанного на данных, поэтому, если бы форк биткоина получил широкое применение, я бы относился к нему серьёзно. Но на данный момент все эти форки пустые. Тем не менее, биткоин не может запретить кому-то использовать его бренд.
Как вы оцениваете перспективы криптоиндустрии?
По людям, с которыми встречаюсь. И эти люди увлечены созданием устойчивых, антиавторитарных технологий. Я не технарь, что может показаться удивительным (учитывая на мою работу и стартап), но я понимаю важность технологий, которые носят политический характер. Я думаю, что самыми политически значимыми технологиями прошлого века стал АК-47 (дешевое и надежное оружие, которое позволило повстанцам добиться успеха против гораздо более могущественных противников), наземная мина (склонила чашу весов в пользу удержания территории) и криптография с открытым ключом (скрыла информацию даже от плохих парней в правительстве). Общей темой всего этого является то, что защита от более влиятельных организаций стала дешевле и эффективнее — к лучшему или к худшему. Я не оцениваю последствия этих технологий, просто отмечаю их значимость.
Я думаю, что в ближайшие два десятилетия дешевые автономные беспилотники в корне изменят ход войны наряду с дешевым оружием на 3D-принтере — обе эти технологии будут иметь огромные последствия. Наряду с этим я прогнозирую, что биткоин и негосударственные валюты бросят вызов существующим суверенным валютам, а самостоятельные инициативы в области данных бросят вызов огромным олигополиям, которые в настоящее время управляют интернетом.
Несомненно, будет негативная реакция со стороны тех, кто получает выгоды из перераспределительной и высокоинфляционной системы фиата — и мы видим её уже сегодня из прессы и в научных кругах — но потенциал, который показал биткоин, слишком сильный, чтобы его могли остановить скептики. Есть огромный спрос на выход из слабых суверенных валют, общей инфляции активов и неэффективного управления центральных банков. Венесуэла — это только начало. Биткоин и связанные с ним антиавторитарные технологии — это мощная сила, которая освобождает людей от финансовых систем, в которых они случайно родились. Нет никаких причин, по которым нам нужны 200 фиатных валют, подавляющее большинство которых регулируется ужасно.
Существуют глобальный, нейтральный стандарт стоимости, и теперь нет пути назад. Люди в этой индустрии по большей части ценят историческое значение того, что они создают, и для меня большая честь, что я могу сыграть в этом роль.
Самое большое сожаление во время последнего бычьего рынка?
Я потратил слишком много времени на изучение ICO. Для своей диссертации я прочитал более пятидесяти white paper (цель состояла в том, чтобы оценить их по уровню прозрачности, предполагаемой модели управления и правам владельцев токенов). Это лишь подтвердило мою мысль о том, что практически каждое ICO было схемой по выманиванию средств у доверчивых людей.
Чему вы научились во время текущего медвежьего рынка?
Насколько гибкими могут быть ICO — подавляющему большинству ещё предстоит признать, что они являются полностью провальными идеями. А ещё люди забывают о мошенниках. Я думал, что с ними будут судиться инвесторы, но этого ещё не произошло в больших масштабах.
Самый большой провал на медвежьем рынке.
Приобретение Coinbase компании Neutrino.
Как вы думаете, что вызвало текущий медвежий рынок?
Это было неизбежное следствие бычьего рынка. Цены на активы являются отражением ожиданий инвесторов. Возможно, эти ожидания оправдаются когда-нибудь (когда индустрия для этого созреет), но 2017 год — это слишком рано.
Как вы думаете, как сильно повлияло последнее падение цен на настроения покупателей?
Разочарование, конечно, есть, но не слишком сильное. И, к сожалению, наивный оптимизм 2017 года по-прежнему сохраняется.
Как вы относитесь к текущему состоянию и будущему Lightning Network?
Увлекательный эксперимент, но я бы не стал рассматривать его как будущее биткоина. Прелесть Lightning в том, что если он провалится, то биткоин продолжит нормально работать. Я не думаю, что это произойдет, но я не думаю, что биткоин нуждается в Lightning. В любом случае, я никогда не считал биткоин сетью для микроплатежей, поэтому технология Lightning вошла в мою категорию «хорошо, что есть». Тем не менее, я уделяю очень пристальное внимание стартапам, строящим бизнес вокруг Lightning, так как считаю, что это открывает множество интересных вариантов применения.
Что вы думаете о ходлерах биткоина?
Это просто форма сбережений. Я знаю, что в американском обществе сбережения не поощряются — вместо них люди склонны покупать индексные фонды, что я считаю невероятно безответственным, — но это является следствием общества, где доллар обесценивается, а владение активами является единственным способом уйти от инфляции. Это то, что мы делаем, когда у нас есть какие-то лишние средства и нет ничего, что мы хотим купить.
Что ты думаешь об альткоинах?
Они неизбежны, и, безусловно, будет найден баланс, когда горстка альтов заполнит те ниши, где биткоин не справится.
У вас есть какие-нибудь альткоины? Если нет, то почему?
Лично я все еще храню немного Monero и tezos из краудсейла. Monero является страховкой от мира, в котором биткоин не может обеспечить конфиденциальность на базовом уровне. Я считаю, что эта криптовалюта наиболее похожа на биткоин. Но она не пытается превзойти биткоин, а просто дополняет его.
Есть какие-то мысли о биткоинизации?
Это в какой-то степени происходит прямо сейчас в Венесуэле. Но это довольно сложный вопрос. Я интересовался этим — сейчас большие объемы на localbitcoins фактически связаны с приобретением венесуэльцами долларов (хранящимися на банковских счетах за пределами Венесуэлы или у друзей и родственников в диаспоре). Насколько я понимаю, это работает так: меняете боливары на биткоины через LocalBitcoins, отправляете биткоины за границу, где они продаются за доллары США, и держите доллары США на зарубежном банковском счете. То, что происходит сейчас, это долларизация с помощью биткоина. Есть, конечно, некоторые венесуэльцы, которые приобретают биткоин ради биткоина.
Я думаю, что настоящая биткоинизация не произойдёт до тех пор, пока у нас не появится много ликвидных и цензуроустойчивых платформ: децентрализованные биржи, простые кошельки, простые инструменты, позволяющие обменникам напрямую иметь дело с биткоином — все это необходимо. Но даже с такой биткоинизацией, которая происходит сегодня в Венесуэле, биткоин является геополитически важным, впервые в истории.
Какие биткоин-стартапы вам нравятся?
Casa! Признаюсь: мы — инвесторы. Я думаю, что они делают чрезвычайно полезную работу, как в аппаратной части, так и в упрощении пользовательского опыта в Lightning. Недооцененным является Hodl Hodl, и ещё я внимательно слежу за Azteco. Не уверен, считается ли bakkt стартапом, так как они собрали кучу денег, но я очень рад видеть их фьючерсы с фактической поставкой!
Как вы думаете, кто из «криптоинфлюенсеров» ошибается и почему?
Никто. Тем не менее, люди, которые пытались монетизировать свое влияние — через ссылки на что-то или просто через рекламу мелких токенов — меня раздражали всегда. Я никогда не хотел, чтобы у меня было много фолловеров в Твиттере — так получилось. Я никогда не рассматривал это как финансовую инвестицию, просто хобби, и я никогда не буду монетизировать это каким-либо образом. Когда я говорю о стартапе, в который мы вложили деньги, я обычно сообщаю об этом. На нашем сайте также перечислены наши инвестиции. Когда я говорю о биткоине, я не предполагаю, что мои твиты повлияют на цену, потому что сейчас это многомиллиардный гигант. Я делаю все возможное, чтобы не давать повода интерпретировать что-то как финансовый совет.
Что нужно для того, чтобы этот медвежий рынок развернулся?
Я думаю, что в какой-то момент мы поймем, что рынок стал более зрелым. Для многих предполагаемых сценариев использования, которые основаны на блокчейне или токене, не будет никаких изменений. Просто будет постепенное признание того, что та или иная сфера не нуждается в токене. Для биткоина, я думаю, институционализация рынка поможет изменить ситуацию — лучшие биржи, кастодиальные сервисы, провайдеры данных, называйте что хотите.
Я думаю, что биткоин — самая важная технология XXI века, и моё мнение в этом отношении не изменится. Я думаю, что он будет расти в обозримом будущем, не допуская катастрофических ошибок или неудач.
Какие советы вы хотите дать новичкам в биткоине?
Внимательно изучайте технологию в течение шести месяцев! Вам не нужно понимать, как работают эллиптические кривые или как работает SHA-256, но и лишним это не будет. Спешить некуда — биткоин никуда не уйдёт. Будьте очень скептичны и не забывайте, что многие вещи, которые внешне похожи на биткоин, функционально отличаются. Также важен дух биткоина, а не только технические детали.
Лучшие советы по хранению биткоинов?
Если вы являетесь биткоин-китом и хотите всё контролировать, я искренне верю, что мультизадачное решение Casa — лучший способ помочь вам в этом (напомню, что мы — инвесторы). Оно сочетает в себе устойчивость (что делает атаки на пользователей намного более сложными и дорогими) с гибкостью. Если вы просто обычный инвестор, то ledger или trezor, на мой взгляд, достаточно хороши. Если вы являетесь фондом или институциональным инветором, и хотите передать право на хранение своих активов, то я думаю, что люди в Fidelity Digital Assets не имеют себе равных. Опять же, я предвзят, поскольку работал в Fidelity, хотя и не в этом подразделении. У них очень хороший послужной список в хранении обычных активов, и они также используют этот опыт в криптовалютах.
Какие-нибудь мысли напоследок?
Есть одна причина, по которой биткоин стал самой популярной и любимой всеми криптовалютой, — обстоятельства его создания уникальны и необратимы. Основатель отказался от своих миллиардов, а набор UTXO был выкован в котле стоимостью $11 млрд. (это приблизительная сумма, которую майнеры потратили на майнинг биткоинов за все время). Биткоин избегает лидеров, им нелегко управлять, его чрезвычайно трудно повернуть в направлении, которое соответствует чем-то интересам. Всё работает так, как и было задумано.