В 2001 году 25-летний Брэм Коэн разработал элегантный протокол bittorrent, который навсегда изменил принцип обмена данными в интернете, а также помог пиратам свободно распространять песни и фильмы, что стало причиной бесчисленных судебных процессов. Теперь Коэн надеется, что другой его протокол изменит «интернет денег».
Последнее творение Коэна — стартап под названием chia, цель которого в создании криптовалюты, приемлемой для финансовой индустрии. В одном из небоскрёбов Сан-Франциско, который строился как штаб-квартира Wells Fargo (теперь офисы в нём арендуют и другие деятели финансовой индустрии), Коэн встретился с Томом Симоните из Wired, чтобы поговорить о будущем Chia Network.
В ближайшее время стартап Коэна планирует переехать в новый офис рядом с отделением Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Регулятор довольно жёстко относится к криптовалютным стартапам из-за сложностей соблюдения законодательства о ценных бумагах. Но Коэн, технический директор и председатель Chia, рад такому соседству.
Претензии SEC в отношении криптовалютного рынка преимущественно сосредоточенны вокруг ico. Коэн говорит, что планирует пойти более традиционным путём, подав заявку на ipo до конца года. Chia будет получать деньги от банков для создания криптовалютных систем с такими же функциями, что и у международных переводов. Компания планирует владеть значительной частью доступных монет Chia, которые призваны в долгосрочной перспективе стать более ценным товаром. Стартап не будет продавать свои монеты через ICO.
Чтобы реализовать всё это, Коэн должен повторить успех BitTorrent и избежать последующих юридических проблем. Протокол обмена файлами Коэна стал чрезвычайно успешным; к примеру, его использовали в Facebook для ускорения распространения внутренних обновлений ПО. Тем не менее компания BitTorrent, созданная для развития и монетизации протокола, испытывала сложности в бизнесе. В 2005 году она согласилась сотрудничать с Ассоциацией киноискусства Америки и помочь в удалении ссылок на защищённый авторским правом контент из своей поисковой системы. В итоге Коэн оставил постоянную работу в BitTorrent, чтобы в августе 2017 года основать Chia (в июле этого года о покупке BitTorrent официально заявил Джастин Сан, основатель блокчейн-проекта Tron).
С технической стороны криптовалюта Chia — это результат пристального изучения Коэном «внутренностей» биткоина; он хочет создать его «заменитель», который менее опасен для экологии и более приемлем для банков. «Сатоши был не очень хорошим инженером протоколов», — говорит Коэн.
Он предлагает свою версию майнинга с более буквальным названием — фарминг. Подобно майнингу в сети биткоина, участники конкурируют, чтобы получить криптовалюту Chia в процессе обработки транзакций. Но, в отличие от системы Накамото, увеличение шансов на выигрыш зависит от доступной памяти на компьютере, а не от использования более мощного и энергоёмкого оборудования. Коэн считает, что в мире хватает компьютеров с «лишней» памятью, которые могут фармить Chia и при этом работать в нормальном режиме. По его словам, любой, кто будет мотивирован покупать больше памяти только для того, чтобы заработать криптовалюту, не окажет такого негативного влияния на окружающую среду, как это делают мелкие майнеры биткоина.
Система Chia основана на двух новых криптографических протоколах, один их которых проверяет память, которая выделена под фарминг, а другой нацелен на защиту от злоупотребления при определении награды за проверку транзакций. Если вам интересны технические детали, вы можете ознакомиться с двумя статьями (первая, вторая), написанными Коэном в соавторстве с учёными-математиками. На днях он объявил конкурс, к участию в котором приглашаются люди с математическим складом ума. Им предстоит проверять скорость и безопасность криптографических решений Chia. Победители получат $100 000 в биткоинах (поскольку валюта Chia ещё не готова).
Криптовалюту планируют запустить в следующем году. Коэн говорит, что она будет интересна финансовым организациям из-за большей гибкости по сравнению с биткоином. Как и криптовалюта Накамото, Chia построена вокруг распределённого и неизменного реестра транзакций. Но в ней также заложена поддержка пользовательских надстроек, которые могут автоматизировать контракты, хранить средства или внедрять такие функции, как возврат платежей. Последний невозможен в биткоине, но важен для финансовых систем. Коэн говорит:
Идея в том, чтобы сделать Chia главной криптовалютой, основанной на нашей технологии. Конкурентом биткоина, только лучше.
Неудивительно, что личность и опыт Коэна привлекли ведущих венчурных капиталистов из Кремниевой долины. Весной этого года компания получила $3,4 млн. инвестиций от Greylock Partners и Andreessen Horowitz; обе компании ранее инвестировали в Coinbase. Кэтрин Хаун, партнёр в Andreessen Horowitz, говорит, что выход на IPO, а не ICO, делает компанию Коэна и его партнёра Райана Сингера более привлекательной:
Молодой рынок ICO полон мошенников. У Chia есть план, которому могут следовать другие криптопроекты.
С другой стороны, выход Chia на биржу может быть не таким уж гладким. Сингер, недавно занявший пост генерального директора компании, ожидает сложных разговоров с SEC. По его словам, стать публичной компанией сложно и дорого, но это важный способ выстроить профессиональные отношения между проектом и инвесторами.
По мнению Коэна, аргументы в пользу того, что соответствие традиционному регулированию приведёт к подавлению технических инноваций, неверны:
Если вы начнёте ослаблять регулирование, вы не получите лучшие технологии — вы получите воровство и мошенников.