В России 1 октября вступил в силу закон о цифровых правах, закрепляющий базовое определение «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»), и определяющий его участие в обороте как объекта гражданских прав.
Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, комментируя новый закон, отметил: «Это новая сфера для российского права, поэтому важно закрепить основные положения в Гражданском кодексе».
В частности, закон ввёл в ГК РФ несколько базовых положений о новых цифровых объектах экономических отношений. Фактически эти новые объекты создаются и используются и в России, и за рубежом, но российским законодательством напрямую до сих пор не регламентировались, поэтому лица, приобретающие такие объекты, а также их кредиторы и наследники могли оказаться без правовой защиты, отметил парламентарий. Он сказал:
«Цифровые технологии очень прочно вошли в нашу жизнь. В Интернете развивается рынок таких объектов как «токены», «криптовалюта» и др. Довольно широко распространено заключение контрактов в Интернете. Приобретение товаров и оплата услуг онлайн уже стала одной из главных тенденций потребительского рынка. Появление новых цифровых возможностей существенно упрощает нашу жизнь, но поскольку эти отношения не были урегулированы напрямую законодательством, создавались большие риски. Закон позволяет обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, для предоставления защиты гражданам и организациям по таким сделкам».
Закрепляется базовое определение «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»), определяется его участие в обороте как объекта гражданских прав. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.
Регулируется сфера «смарт-контрактов» (условие об автоматическом исполнении договора). Решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации («big data»). «Для этого вводится в ГК РФ конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. Такой договор предусматривает защиту от получения информации третьими лицами», – отметил Крашенинников.
Первоначальная редакция проекта закона содержала номы, касающиеся криптовалют. Но при подготовке ко второму чтению были исключены положения о цифровых деньгах, поскольку сейчас их введение в гражданский оборот профильному комитету видится преждевременным. В итоге, криптовалютные токены были заменены «цифровыми правами».