Власти против криптовалют

Одно из самых невероятных рыночных ралли в истории наконец заставило правительства во всем мире заняться регулированием криптовалютной отрасли. Их подходы весьма различны: от массовых запретов в Китае до лицензирования бирж в Японии и очень лояльного режима в Швейцарии.

Власти против криптовалют

Некоторым странам, например, США и России, еще предстоит сформулировать целостную стратегию. Но в целом надзор ужесточается, об этом, в частности, свидетельствует намерение министров финансов и глав центробанков стран G-20 обсудить общий подход к криптовалютам во время встречи, которая сейчас проходит в Буэнос-Айресе.

Развитие регулирования поможет понять, был ли прошлогодний криптовалютный бум короткой вспышкой или началом большого тренда.

1. Почему регулирующие органы обеспокоены тем, что происходит с криптовалютами?

Список причин для переживаний длинный: нарушающие  ICO, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, кибератаки, сбои в работе бирж, спекуляции и многое другое. Глава Банка Англии Марк Карни недавно предупредил, что без согласованного регулирования есть риск скатиться к криптовалютной «анархии».

Возможно, властям было легко следить за этими рисками, пока биткоин и другие криптовалюты находились на периферии финансового мира.

Но сейчас они все ближе к тому, чтобы стать широко распространенным инструментом. Теперь, когда все типы инвесторов, едва ли не от домохозяек до банков Уолл-стрит, устремились на этот рынок. Кроме прочего, нет согласия и в вопросе о том, чем считать криптовалюты: валютами, товаром или каким-то совершенно новым типом активов.

2. Что делают регуляторы в США?

В США еще не разработан кодекс норм для торговли криптовалютой, об этом было сказано в выступлениях глав Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) и Комиссии по ценным бумагам и биржам () перед Конгрессом в феврале.

Ситуация может измениться, если законодатели дадут федеральным агентствам больше полномочий, пока же регуляторы используют поэтапный подход. SEC сосредоточилась на регулировании ICO и заняла жесткую позицию по вопросу об одобрении заявок на запуск паевых и биржевых криптовалютных фондов. 7 марта Комиссия впервые заявила, что платформы, предоставляющие услуги листинга цифровым активам, которые приравнены к ценными бумагами, должны будут регистрироваться как биржи или, в виде исключения, получать разрешение не делать этого.

В декабре CFTC позволила двум крупнейшим биржам начать торги фьючерсами на биткоин, утверждая, что это поможет ей получить представление о криптовалютном рынке. Тогда же Комиссия вызвала в суд криптобиржу Bitfinex.

3. Что происходит в остальном мире?

Китай, где когда-то был самый активный рынок биткоина, занял самую жесткую позицию среди крупных стран, запретив ICO и криптовалютные биржи, а недавно нацелилась на площадки, которые дают доступ к криптовалютной торговле за рубежом. Япония же выбрала другой путь, местный регулятор выдал лицензии уже 16 торговым площадкам. Однако в начале марта власти также закрутили гайки, оштрафовав шесть бирж и приказав остальным внести ряд изменений в работу и, в частности, пересмотреть структуру управления.

, еще одна важ­ная точка на карте крип­то­ва­лют­но­го мира, ввела нормы ре­гу­ли­ро­ва­ния крип­то­рын­ка, уже­сто­чив неко­то­рые пра­ви­ла тор­гов­ли. В Ев­ро­пей­ском Союзе ре­гу­ля­то­ры пре­ду­пре­жда­ют об опас­но­стях, свя­зан­ных с ин­ве­сти­ро­ва­ни­ем в крип­то­ва­лю­ты, но под­ход раз­ли­ча­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от стра­ны. Так, вла­сти Фран­ции скло­ня­ют­ся к уже­сто­че­нию по­ли­ти­ки, а ми­нистр эко­но­ми­ки Швей­ца­рии хочет со­здать «крип­то­ва­лют­ную нацию». В Рос­сии за­ко­но­да­тель­ство, ре­гу­ли­ру­ю­щее тор­гов­лю крип­то­ва­лю­та­ми, ICO и май­нинг долж­но по­явить­ся к се­ре­дине 2018 года. Пока ЦБ на­ста­и­ва­ет на за­пре­те ис­поль­зо­ва­ния крип­то­ва­лют в ка­че­стве пла­теж­но­го сред­ства.

график

4. Что делает индустрия финансовых услуг?

Банки — клю­че­вой канал кон­вер­та­ции средств из обыч­ных валют в циф­ро­вые ак­ти­вы — в ос­нов­ном дер­жа­ли ди­стан­цию. Такие учре­жде­ния, как JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup, за­пре­ти­ли кли­ен­там ис­поль­зо­вать кре­дит­ные карты для по­куп­ки крип­то­ва­лют.

Неко­то­рые банки также не ра­бо­та­ют с крип­то­бир­жа­ми, ру­ко­вод­ству­ясь нор­ма­ми «знай сво­е­го кли­ен­та» и стре­мясь бо­роть­ся от­мы­ва­ни­ем денег. У крип­то­бир­жи Bitfinex в марте 2017 года пре­кра­ти­лось со­труд­ни­че­ство с Wells Fargo & Co., позд­нее она от­крыл счет в ING Groep NV.

Более бла­го­склон­ны пред­ста­ви­те­ли тра­ди­ци­он­но­го фи­нан­со­во­го мира к ре­гу­ли­ру­е­мо­му рынку бит­ко­ин-фью­черсов. Но даже эти кон­трак­ты вы­зы­ва­ют со­мне­ния у участ­ни­ков рынка, и объ­е­мы тор­гов до сих пор неве­ли­ки.

5. Как рынок реагировал на усиление надзора?

Рынок упал, но не пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние. Опа­се­ния от­но­си­тель­но уже­сто­че­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния спо­соб­ство­ва­ли почти 70-про­цент­но­му сни­же­нию цены бит­ко­и­на с де­кабрь­ско­го пика в рай­оне $20 000. Па­де­ние было пре­рва­но ко­рот­ким ралли в рай­оне $10 000 в фев­ра­ле, но затем про­дол­жи­лось.

Одной из при­чин устой­чи­во­сти рынка может быть несо­гла­со­ван­ность дей­ствий ре­гу­ля­то­ров: ано­ним­ные гло­баль­ные крип­то­ва­лю­ты слож­но кон­тро­ли­ро­вать, не до­стиг­нув гло­баль­но­го же кон­сен­су­са.

6. Что говорит криптоиндустрия о регулировании?

Ре­ак­ция раз­ли­ча­ет­ся. В США ор­га­ни­за­ции, в числе ко­то­рых Foundation, Coin Center и Chamber of Digital Commerceтом, про­ве­ли встре­чу с кон­гресс­ме­на­ми, чтобы оспо­рить уже­сто­че­ние ре­гу­ли­ро­ва­ния. Неко­то­рые биржи ак­тив­но пы­та­лись из­бе­жать над­зо­ра, кто-то пе­ре­вел биз­нес в дру­гие юрис­дик­ции, такие как Япо­ния, на­де­ясь, что офи­ци­аль­ная ли­цен­зия по­вы­сит до­ве­рие ин­ве­сто­ров и дру­гих контр­аген­тов.

7. Чего стоит ожидать?

На встре­че ми­ни­стров фи­нан­сов стран G-20 одной из тем об­суж­де­ния ста­нет то, что Карни на­звал «ос­нов­ным пре­пят­стви­ем» для ре­гу­ли­ро­ва­ния. Меж­ду­на­род­ный ва­лют­ный фонд в ян­ва­ре при­звал со­здать еди­ные гло­баль­ные нормы для крип­то­ва­лют­но­го рынка. Ко­рей­ские чи­нов­ни­ки обе­ща­ли вско­ре пред­ло­жить свод со­от­вет­ству­ю­щих норм. Ев­ро­пей­ская ко­мис­сия рас­смат­ри­ва­ет нор­ма­тив­ную базу для блока.