Основатель проекта GNU Ричард Столлман на сегодняшний день является одной из ключевых фигур в сообществе сторонников свободного ПО. Казалось бы, с такими взглядами он должен двумя руками поддерживать биткоин как один из крайне успешных проектов с открытым кодом, но не всё так просто.
Дэвиду Флойду из CoinDesk удалось пообщаться с известным активистом. Столлман говорит, что сам никогда не пользовался биткоином, а его собственные взгляды на свободу более либертарианские, чем «антисоциализмом» сторонников биткоина. По мере разговора стало ясно, что биткоин Столлмана не привлекает не только по политическим причинам.
При этом стоит учитывать, что мелкие различия всегда были важны для Столлмана. Например, он написал объяснение из 9000 слов о различии между терминами GNU и linux. Операционная система GNU, которую Столлман предложил в 1983 году, использовала исключительно бесплатное программное обеспечение. Linux, созданный годами позже Линусом Торвальдсом, представляет собой ядро. Многие ссылаются на пакеты этих технологий как на Linux, но Столлман настаивает на том, что правильным термином является GNU/Linux или просто GNU.
Он также написал 3000 слов о различиях между свободным ПО и ПО с открытым исходным кодом. Сторонники обоих подходов настаивают на свободе использования, изучения и изменения программного обеспечения, но Столлман говорит, что эти сходства скрывают «глубоко важные моральные разногласия» касательно вопросов свободы и прав человека, которые подчеркивает движение свободного ПО.
Столлман говорит, что биткоин в качестве цифровой платежной системы ему не подходит, ссылаясь на самый большой, по его мнению, недостаток в системе: плохую защиту конфиденциальности.
Мне бы очень хотелось делать покупки анонимно в разных магазинах. К сожалению, с биткоином это невозможно.
Он говорит, что использование криптовалют позволило бы правительству определить его. На вопрос о том, что он думает о криптовалютах с повышенным уровнем анонимности, Столлман ответил, что в каждой из них есть несколько серьёзных проблем в плане безопасности или масштабируемости, и добавил:
Если бы биткоин защищал конфиденциальность, я бы, вероятно, уже нашёл способ использовать его.
Сегодня проект GNU работает над альтернативной цифровой платежной системой под названием Taler, которая также основана на методах криптографии, но не является криптовалютой.
Мейнтейнер проекта Taler Кристиан Гротофф в комментариях для CoinDesk сказал, что система создана для мира «после блокчейна».
Taler имеет сходства с криптовалютными проектами — прежде всего, он стремится заполнить ту же нишу. Проект основан на «слепых подписях», криптографической технологии, предложенной Дэвидом Чомом, автором DigiCash (эта была одна из первых попыток создания безопасных цифровых денег). Кроме этого, Taler пытается создать цифровые деньги, которые обходят надзор правительств и платёжных компаний.
Тем не менее, проект не пытается обойти централизацию. Платежи обрабатываются открыто централизованными «обменниками», а не майнерами, потому что, по словам Гротоффа, такая система «позволит использовать опасную практику отмывания денег». Таким образом, одновременно с уходом от надзора Taler явно пытается блокировать возможности уклонения от уплаты налогов. Столлман это комментирует так:
Нам нужно государство, чтобы делать много жизненно важных работ, включая финансирование исследований, образование, медицина, строительство дорог, обеспечение порядка и правосудия, в том числе в отношении тех, кто не является богатым и могущественным, поэтому государству нужно много денег. Я бы не хотел абсолютной конфиденциальности, потому что это сделало бы расследование преступлений невозможными. А это одна из тех задач, которые нам нужны в государстве.
Таким образом, конфиденциальность системы Taler ограничивается тем, как пользователи тратят свои цифровые деньги. Они защищены от наблюдения, потому что, по словам Гротоффа, «биржа, когда монеты выкупаются, не может определить, был ли это клиент B или клиент C, потому что все они выглядят одинаково». Он добавил, что «никто точно не знает, у кого столько токенов». С другой стороны, продавцы (или кто-то ещё), получающие платежи, делают это явно и открыто, что позволяет правительствам оценивать размер налогов на доход.
Хотя Taler не является криптовалютой и не имеет собственного ресурса (нет «Talercoin»), она может служить новой платежной системой для существующих активов и, возможно, когда-то сможет поддерживать криптовалюту. Но пока, по задумке авторов проекта, первой валютой в системе должна стать евро.
Теоретически, хотя Taler не является блокчейном, блокчейн-система может заменить банк, ведь чтобы пользователи могли перемещать евро в Taler, обменники Taler должны взаимодействовать с традиционной банковской системой. Аналогичным образом система должна работать с блокчейнами.
В настоящее время проект ведёт переговоры с несколькими европейскими банками, чтобы разрешить вывод на Taler, а также обратно возвращать депозиты из системы Taler в банковскую систему.
На веб-сайте проекта датой запуска по-прежнему указан 2018 год, но, по словам Гротоффа, запуск зависит от того, насколько быстро будут завершены переговоры с банками. Он отмечает, что «с банками не всегда легко или дёшево иметь дело».
Если Taler всё же заработает, разработчики смогут экспериментировать с различными реализациями и интеграциями, используя банки, блокчейны или любую другую систему. В конце концов, это бесплатное программное обеспечение.