В уходящем году тема криптовалют стала мейнстримом. Интерес к цифровым деньгам подогревали сводки с криптобирж и сами участники рынка. «Коммерсант» разобрался, кто заработал на взрыве интереса к биткоину.
О «биткоиновом хайпе» когда-нибудь напишут в учебниках по экономике, также как о тюльпановой лихорадке или пузыре доткомов. Всего за несколько месяцев знаниями о новейших цифровых технологиях овладели все, начиная от таксистов и заканчивая пенсионерами.
Едва ли не каждый день появлялись новости об ico: на цифровые рельсы встал фермерский кооператив и алмазодобывающая компания.
По данным coinbase, в середине декабря в мире состоялись 234 ICO на $3,7 млрд. Для сравнения в 2016 году этот показатель составил всего $300 млн. Американская компания по производству чая недавно добавила в название слово блокчейн, после чего ее акции подорожали на 200%.
Однако реальные деньги на новой модели заработали пиарщики, хедхантеры, рекламные и event-агентства, отмечает издание. По словам PR-специалистов, заказчики стали активно интересоваться пиаром, контекстной и нативной рекламой, СММ и другими услугами, связанными с криптовалютами и ICO.
Минувшим летом в столице ежедневно проходило несколько конференций по крипто-тематике, причем на любое мероприятия не составляло труда собрать публику и спонсоров, просто добавив к названию события слово «блокчейн», причем стоиость входного билета на такие мероприятия часто начиналась до 10 тысяч рублей.
Стартапы, сфокусированные на крипто-технологиях, старались нанимать не разработчиков, а пиарщиков, маркетологов и event-менеджеров, рассказала Алена Владимирская. По ее наблюдениям, 8 из 10 запросов заканчиваются тем, что кандидаты отказываются от предлагаемых заказчиком вакансий, т.к. им не подходят условия.
Несмотря на высокие зарплаты, условия действительно могут быть невыгодными: часто сотрудников не оформляют на работу официально, зарплата выплачивается в токанах, а работать необходимо из дома (у офиса компании просто нет). Спрос на специалистов в сфере блокчейн постепенно начинает снижаться, констатировала Владимирская.
«Рынок упростился и с него уходят психи с сумасшедшими проектами», — подтвердила гендиректор Drofa ICO PR agency Валентина Дрофа.