Российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев о «пакете Яровой», курсе криптовалют и мире во всём мире

Дмитрий Мариничев – российский предприниматель, член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» и генерального совета «Деловой России», глава компании Radius Group.

Российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев о «пакете Яровой», курсе криптовалют и мире во всём мире

8 июля 2014 года он был назначен на общественную должность омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функционирования и развития интернета, и продолжает заниматься этой деятельностью по сей день.

В интервью «Фонтанке» 8 января Мариничев поделился мыслями о криптовалютах и регулировании интернета в России.

Приводим самое интересное из его речей.

«Главной новостью Рунета в 2018 году» Мариничев считает возможную будущую изоляцию российского интернета от мировой Сети.

По его словам, он «не понял, чего они хотят конкретно». «Они» – это Клишас, Боровой и Луговой, авторы опроекта о «суверенном интернете». Напомним, что 14 декабря 2018 года эти депутаты внесли в Госдуму законопроект о работе интернета в России с учётом возможных внешних угроз. Парламентарии намерены создать устойчивый национальный интернет внутри страны и свою систему доменных имен. Цель законопроекта — обеспечить возможность автономной работы Рунета.

Мариничев не понял замысел законодателей, поскольку, говорит он, «однозначного ответа текст законопроекта не даёт».

Омбудсмен отметил:

«Есть лишь общее осознание, что власть хочет иметь возможность волшебным образом выключать в Интернете какие-то отдельные куски информации. По смелости мысли это можно сравнить с идеей поворота вспять северных рек. Может ли человек повернуть Обь или Енисей на юг?»

По мнению Мариничева, в случае реализации намерений российских законодателей, «фильтрующее оборудование однозначно скажется на качестве Интернета. Упадут скорости. Возникнет ситуация, когда покупать это оборудование для государства будут сами операторы, не имея к нему потом доступа. Это сдерживающий фактор развития каналов связи и их пропускной способности. Это оборудование автоматически станет слабым звеном». Мариничев отметил: «Я не верю в централизованные модели правления Интернета. Это противоречит самой сути Сети».

Он также сказал:

«Я с самого начала вам говорил, что заблокировать не получится. Сделать это можно только одним способом. Ввести запрет на установку приложения, чтобы, если уж утрировать, полицейский на улице имел право проверять содержимое твоего смартфона. (…) Не исключаю, что дойдёт и до этого, потому что тренд на использование государством своего монопольного права на насилие очень активно набирает обороты в информационной сфере. И этот тренд чем дальше, тем больше находит своих сторонников. В принципе, не может не быть сторонников. Любая цифровая опричнина выгодна, по крайней мере, самим опричникам. Но тогда будет уже совсем не то общество, которое можно называть «свободным»

По прогнозам Мариничева, так называемый «пакет Яровой» «совершенно точно будет увеличивать тарифы на связь уже в 2019 году».

Напомним, что речь идёт о двух законопроектах, декларировавшихся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, которые были приняты в России в июле 2016 года.

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно разделить на следующие части: расширение полномочий правоохранительных органов; новые требования к операторам связи и интернет-проектам; новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи; усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Комментируя последствия новых законов для операторов связи, Мариничев отметил:

«Оборудование закупается, устанавливается. По моей оценке, по итогам года будет плюс 10-15% (стоимости тарифов на связь)»

В 2017 году возглавляемая Мариничевым компания Radius Group переоборудовала под гигантскую майнинг-ферму территорию заброшенного автомобильного завода «Москвич» в столице.

В ответ на вопрос, что он намерен делать с фермой на фоне текущего рыночного спада криптовалют, Мариничев ответил:

«Во-первых, наша фирма там занимается транзакционным поддержанием и работоспособностью Сети. Ничего особенного мы делать не будем. Как работали, так и будем дальше работать, производить оборудование. Поддерживать транзакции в сети биткоина, и не только его. Будем продолжать разрабатывать новые устройства и чипы. Курс крипты не имеет никакого значения. Всё, что произошло с криптовалютами в 2018 году, – уход спекулянтов. Крах Dot-com двадцать лет назад, когда огромное количество интернет-компаний потеряли не десятки, а сотни и тысячи процентов своей стоимости, не убил Интернет и сайты. Наступила трезвость. С тех пор интернет-компании фактически стали главными в мире. – компания номер один. На базе электронных коммуникаций строится весь бизнес. И с децентрализованными системами будет то же самое. Они изменяют социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами. Они однозначно выбрасывают посредников из цепочки добавленной стоимости. Это важнейший элемент»

На просьбу о прогнозе курса криптовалют в 2019 году предприниматель ответил так:

«У криптовалют нет курсов. Если вы возьмёте биткоин, то это просто математическая функция. У функции не может быть курса. Есть изменение курса доллара по отношению к биткоину. Курс доллара вы изменить можете. Есть инструменты управления. Напечатайте их больше или изымите из обращения, и курс изменится. А с криптовалютами вы не можете никого заставить что-то изменить. Биткоин нельзя вбросить в обращение или изъять. Криптовалютный курс того же биткоина – это эмоция. Этот рынок слишком молод и не подготовлен. Поэтому и такие падения и взлёты. Конечно, держатели криптовалют имеют все шансы на успех. Просто не надо воспринимать этот финансовый инструмент как возможность быстрого и лёгкого заработка. Риски слишком высоки. А те же майнеры как зарабатывали, так и будут зарабатывать»

Наконец, отвечая на вопрос о том, какие события ждут нас в 2019 году, Дмитрий Мариничев заявил:

«Ничего не жду, если честно. Никаких событий. Отделить хорошее событие от плохого уже просто невозможно. Мне бы хотелось нормализации отношений между странами. Миру – мир. Всё остальное подтянется»