Платформа EOS: В чём она уникальна, а в чём — не совсем

Недавно криптовалютная биржа заключила партнёрское соглашение с проектом , намереваясь создать первую децентрализованную биржу EOSfinex.

Платформа EOS: В чём она уникальна, а в чём — не совсем

Bitfinex вышла на EOS в процессе поиска быстрой и прозрачной платформы. Выступая с официальным заявлением о партнёрском соглашении, глава Bitfinex Жан-Луи ван дер Вельде назвал EOS «преображающей технологией».

Можно сказать, что такое соглашение — вотум доверия EOS, платформе, позволяющей пользователям запускать децентрализованные приложения. В этом качестве она стоит в одном ряду с эфириумом, Lisk и NEO на рынке, где конкуренция крайне велика.

Однако для EOS чрезвычайно важно подчеркнуть свой отличный от конкурентов характер. Насколько платформа уникальна?

Уникальная продажа токенов

EOS всё ещё находится на стадии продажи токенов. Это уникальный случай, потому что продажа началась еще 350 дней назад. Как правило, -кампании длятся максимум несколько месяцев, а порой — гораздо меньше. Например, проект Bancor, заключивший с EOS партнёрское соглашение в июне 2017 года, собрал в ходе ICO $153 млн. буквально за несколько минут.

Большая продолжительность кампании по привлечению средств призвана помешать возникновению нездорового ажиотажа, часто сопровождающего ICO. Глава EOS Брендан Блумер говорит:

Мы посчитали, что кампания по распространению токенов продолжительностью в год — это лучший способ гарантировать пользователям получение объективной рыночной стоимости токенов EOS. Мы ожидаем, что на протяжении этого года активный интерес будет сохраняться, поскольку сообщество продолжает узнавать о программном обеспечении EOS и о тех благах, которое это ПО может принести участникам рынка.

ICO началось в июне 2017 года, за первые пять дней было собрано $185 млн.

Другая интересная особенность кампании состоит в том, что токены продаются в периоды из 23 часов. Согласно официальному сайту, в настоящее время собрано 5206 ETH, что равняется почти $5 млн. в сегодняшних ценах. По данным сайта, к текущему моменту приобретено 778 млн. из 1 млрд. токенов.

Цена токенов определяется рыночным спросом и не фиксирована. Согласно сайту, новая технология «копирует модель майнинга, не давая при этом потенциальных возможностей совершать нечестные крупные покупки». распределяются в конце каждого периода в соответствии с объёмом ETH, предоставляемым покупателями.

О EOS

была создана зарегистрированной на Каймановых Островах компанией Block.one, чей девиз звучит как «Децентрализируем всё». Глава EOS Брендан Блумер — «серийный» учредитель; в его профиле LinkedIn фигурирует не меньше пяти основанных им венчурных проектов, причём первый он создал в возрасте 15 лет. В начале месяца журнал Forbes вкдючил его в список криптовалютных богачей, оценив его состояние в $600-700 млн.

Заявленная EOS цель — развитие блокчейна в коммерческом масштабе посредством создания «децентрализованных автономных сообществ». White paper называет EOS «программой создания глобально масштабируемого общества блокчейна», позволяющей «вертикально и горизонтально масштабировать децентрализованные приложения» посредством «конструкта, аналогичного операционной системе».

Если выражаться более доступным языком, предполагается, что программное обеспечение EOS будет поддерживать распределённые приложения, работающие на основе технологии блокчейн подобно тому, как функционируют сетевые приложения.

White paper

White paper начинается с дисклеймера, согласно которому block.one «не гарантирует достоверность выводов, присутствующих в этом документе» и «не несёт ответственности за любого рода повреждения, которые могут возникнуть вследствие использования этого white paper, ссылок на него или попыток опираться на white paper или любые концепты, в нём содержащиеся».

Однако главная изюминка EOS в следующем: компания прямым текстом заявляет, что токены EOS не имеют реального отношения к программному обеспечению. В соглашении о покупке, которое инвесторы должны подписывать, указано, что токены «не имеют никаких прав, использования, цели, назначения, функциональных возможностей или функций». Кроме того, компания не допускает к покупке токенов инвесторов из Китая и (внезапно) США.

Несложно догадаться, что это, вероятно, уловка для избежания возможного прессинга со стороны американской SEC, но воспринимается это всё неоднозначно. При этом EOS стабильно держится в первой десятке на , поэтому, похоже, у публики такие заявления вовсе не вызывает озабоченности.

Документ также поясняет, что система исключит комиссии, будет поддерживать миллионы транзакций в секунду и сделает запуск децентрализованных приложений быстрым и лёгким.

станет поддерживать как «последовательное», так и «параллельное»  осуществление работы: первое относится к приложениям, которые прогрессируют ступенчато, а второе означает, что рабочая нагрузка разделяется между узлами. Именно это может подразумеваться под словами «горизонтальный» и «вертикальный».

В конце white paper говорится:

Программное обеспечение EOS будет во-первых и прежде всего платформой для координации передачи аутентичных сообщений аккаунтам.

Таким образом, это ключевая характеристика нового блокчейна. Блокчейн EOS станет поддерживать «любой язык или виртуальную вычислительную машину, носящие детерминированный характер и должным образом изолированные, что позволит обеспечивать адекватный рабочий режим».

Благодаря этому будет возможна коммуникация между блокчейнами. Таким образом, цель EOS в некотором смысле аналогична целям «китайского эфириума» NEO.

Алгоритм консенсуса

Поскольку блокчейн EOS не использует принцип (как у биткоина), она избегает ловушек в виде централизации мощности майнинга и форков. В основу работы платформы положен механизм консенсуса, известный как алгоритм достижения консенсуса в децентрализованной среде (delegated Proof-of-Stake). Эта система основана на доказательстве доли владения (Proof-of-Stake), а также содержит элемент голосования: блоки будут создаваться делегатами посредством «постоянно работающей системы одобрительного голосования». Новые делегаты будут избираться после создания 21 блока.

Примечательно, что один блок будет создаваться каждые три секунды, и каждый раз только один делегат будет авторизован это делать. Если он не в состоянии создать блок, то блок пропускается, как сказано в white paper: «Когда пропускается один блок или больше, то в блокчейне возникает «окно» продолжительностью в шесть или более секунд». Если делегат бездействует в течение 24 часов, он устраняется из системы, чтобы обеспечить её бесперебойную работу.

Одним из преимуществ этой системы, как и модели dBFT (Delegated Byzantine Fault Tolerance) у NEO, является тот факт, что производители блоков скорее сотрудничают, чем соперничают, уменьшая тем самым вероятность форков. В отличие от dBFT, форки могут случаться, но система предлагает несколько проверок с целью предостеречь пользователей о том, что они находятся на миноритарном блоке и у них нет стимулов к продолжению работы.

Ещё одно сходство с dBFT и NEO состоит в том, что решения об изменениях системы принимаются большинством производителей блока, а одобрение должно сохраняться в течение 30 следующих подряд дней.

Заключение

У EOS есть все шансы занять свою нишу: эфириум стремится стать «всемирным компьютером», NEO — «всемирной экономикой», тогда как EOS намерена масштабировать децентрализованные приложения до коммерческого масштаба. Биржа, запущенная в сотрудничестве с Bitfinex, — первый пример такого рода.

Bitfinex — на данный момент крупнейшая по объему торгов криптовалютная биржа в мире, поэтому партнёрство с ней может послужить стимулом для EOS и её поклонников.