Всемирно известный экономист и финансовый эксперт Нуриэль Рубини (Nouriel Roubini) назвал блокчейн одной из самых переоцененных технологий за все время и добавил, что она вряд ли заменит существующие банковские системы и устранит посредников.
Сторонники технологии распределенного реестра утверждают, что она может сократить количество бумажных документов, напомнил Рубини. Например, контракт между двумя или тремя сторонами может быть выполнен на блокчейне и вместо многочисленных бумажных копий будет один документ, в который вносятся изменения разными сторонами. Но Рубини считает — люди не совсем понимают, что означает запускать блокчейн.
“Для начала блокчейн менее эффективен, чем существующие базы данных. Когда кто-то говорит, что они что-то запускают на блокчейне, обычно это означает, что они запускают один экземпляр программного приложения, которое реплицируется на многих других устройствах”, — подчеркнул он.
Глава Roubini Macro Associates заметил, что поскольку блокчейн требует, чтобы все транзакции проверялись криптографически, они часто медленнее традиционных процессов. Скептически он отозвался и о возможности децентрализованной проверки транзакций устранить финансовых посредников:
“Это абсурдно по простой причине: каждый существующий финансовый контракт сегодня может или быть изменен, или сознательно нарушен участвующими сторонами. Автоматизация этих возможностей с жесткими “ненадежными” условиями коммерчески нежизнеспособна, не в последнюю очередь потому что она потребовала бы всем финансовым соглашениям быть на 100% обеспеченными финансово, что безумно с точки зрения стоимости капитала”.
По мнению Рубини, блокчейн ethereum “уязвим для манипуляций со стороны влиятельных инсайдеров”, а технология Ripple не заменит существующую систему SWIFT в трансграничных денежных переводах между финансовыми институтами. Также экономист уверен, что блокчейн не станет “новым универсальным протоколом”, подобно HTML в интернете.
Однако, добавил Рубини, технология блокчейн может найти применение “в тех случаях, когда компромисс скорости/проверяемости действительно того стоит”.
“В конечном счете, использование блокчейнов будет ограничено конкретными, четко определенными и сложными приложениями, для которых требуется прозрачность и сопротивление взлому больше, чем они требуют скорости — например, общение с самоходными автомобилями или беспилотными летательными аппаратами”, — заключил Нуриэль Рубини.
Напомним, ранее он называл биткоин “матерью всех пузырей” — самым большим пузырем в истории человечества. Рубини также подчеркивал, что единственным приложением технологии блокчейн за период ее 10-летнего существования стали биткоин и другие криптовалюты.