Минфин РФ внес поправки к «антиотмывочному» законодательству (115-ФЗ), которые запрещают банкам блокировать счета граждан и компаний без весомых доказательств их причастности к «теневой» деятельности, сообщили «Известия».
Прежде чем заморозить счет, финансовой организации необходимо будет собрать документальные подтверждения того, что клиент относится к максимальной категории риска. Одним из последствий нового регулирования может стать массовая разблокировка счетов, что невыгодно для банков, считают эксперты.
115-ФЗ — основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств. Закон прописывает для финансовых организаций процедуры контроля за доходами, сделками, денежными операциями их клиентов.
Так, по закону причиной блокировки счета гражданина может стать проведенная им операция на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Банки получили такое право в 2016 году. Однако банки зачастую блокируют счета за операции на гораздо меньшие суммы, руководствуясь своими внутренними правилами. Карточка гражданина может быть заморожена и за перевод другому физлицу на сумму в несколько тысяч рублей. А для ее разморозки клиент должен предоставить подтверждение своих доходов и законности операции.
Отсутствие у клиента справок, удостоверяющих добросовестность его действий, также не может служить поводом для блокировки, следует из законопроекта. Кроме этого, информация об отказах в открытии счета или транзакциях в других банках не будет считаться значимым аргументом в пользу заморозки активов, если других доказательств незаконности действий клиента нет, говорится в документе.
Банки будут обязаны отчитываться в Росфинмониторинг и Центробанк о причинах отказа клиенту в проведении операций или открытии счета.
Если регуляторы сочтут блокировку безосновательной, то финансовая организация обязана будет разморозить счет и дать возможность его открыть. Банк также должен предоставить по запросу клиента письменное доказательство обоснованности своих подозрений в течение пяти рабочих дней.
В кредитных организациях уже выступили против поправок Минфина, они считают, что это резко увеличат обороты «теневого» сектора.
Законопроект вполне предсказуемо столкнется с сопротивлением банковского сообщества, поскольку им сейчас это выгодно — кредитные организации получают в свое временное пользование замороженные деньги клиентов, заявил «Известиям» профессор НИУ ВШЭ Василий Солодков. При этом с решением проблемы необоснованной блокировки счетов финансовые власти, по его мнению, припозднились. В частности, за несколько лет накопился такой объем приостановленных счетов, что ведомствам не хватит кадровых ресурсов для того, чтобы детально разобраться в причинах этого, уверен Василий Солодков.
В 2017 году российские банки заблокировали порядка 700 тыс. счетов клиентов, как оценивал ранее руководитель центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин. После этого такая статистика не велась, однако, по его словам, и предпосылок к замедлению темпов блокировки в 2018 году не было.