По мере роста интереса к криптовалютам наблюдается аналогичный рост их майнинга. Звучит многообещающе для всего класса активов, не так ли? Но в этом, казалось бы, позитивном развитии есть существенный недостаток.
Пулы для майнинга, в которых майнеры объединяют свои ресурсы и одновременно разделяют как затраты, так и мощность сети, постоянно растут. Участники пулов делят вознаграждение, в зависимости от объема работы, которую они выполнили в процессе вычисления блока.
По данным stockstotrade.com, в одном только пространстве биткоина (по состоянию на конец января 2018 года), все 10 крупнейших игроков сегмента в рамках хэширования (математическая задача, которую должна решить вычислительная система майнера) были представлены пулами с общей долей рынка в 86,5%. AntPool, крупнейший пул в мире, владел 17,4% рынка, а bitfury, крупнейшая служба облачных разработок, заняла 11-е место в списке всего с 2,8% от общего пирога.
Кто сейчас самый крупный майнер криптовалюты? Маниш Кумбхаре, соучредитель Peppermint-Chain, назвал пятерку крупнейших майнеров: BTC.com, ViaBTC, AntPool, BTC.TOP и Slushpool. Совместно их хэшрейт составляет 65% из-за их концентрированных инвестиций в майнинг. Хэшрейт – это показатель хэширования, т.е. скорость, с которой производится операция с кодом биткоина (или другой криптовалюты).
Например, более высокий хэшрейт выгоден для майнеров, поскольку он увеличивает возможности для вычисления следующего блока и получения вознаграждения. Майнеры биткоина вносят вклад в процесс, проверяя транзакции и размещая блоки данных в децентрализованном реестре, что обычно требует дорогостоящего оборудования.
В свою очередь, пулы могут сузить или, в худшем случае, полностью блокировать возможности отдельных майнеров. Увеличивается вероятность сговора для проведения «атаки 51%».
Наряду с искажением децентрализованного характера криптовалют (одного из основополагающих принципов класса активов), эти пулы могут также cрывать более мелкие операции, увеличивая опасность «атаки 51%». Для тех, кто незнаком с понятием, это атака на блокчейн, возможная при контроле более 50% хэшрейта одной группой майнеров.
Таким образом, существует реальная возможность того, что криптовалюта может быть серьезно подорвана. Эта статья носит ознакомительный характер. Мы не стремимся вызвать страх, неопределенность и сомнения участников рынка. Скорее, цель этого сообщения заключается в том, чтобы ограничить риски и открыто обсудить вопрос.
Теоретически, пулы – это отличный способ для пользователей работать вместе, чтобы майнить определенную цифровую валюту, говорит Марк Бернеггер, веб-предприниматель и инвестор из Швейцарии, который также входит в правление Falcon Private Bank и является советником по проведению ico в SwissRealCoin.
«Пулы для майнинга действительно являются интересным феноменом. Но, централизуя процессы, вы убираете многое из того, что делает криптовалюты настолько привлекательными. В свою очередь, это заставляет майнеров и пользователей заботиться о безопасности, так как данные пользователей (и их валюты) хранятся в одном месте».
Он согласен с тем, что угроза «атаки 51%» также вызывает беспокойство. По сути, это означает, что если один пул станет слишком большим и мощным, он теоретически может контролировать 51% хэширования сети. Получив подобное преимущество, можно ограничить подтверждение новых транзакций, блокировать платежи и запускать схемы двойного расходования.
Только в минувшую пятницу Motherboard сообщила, что AntPool объявила о «сжигании» 12% средств, которые они получают от майнинга BCash, чтобы раздуть стоимость BCH за счет ограничения альткоина, вынудив инвесторов полагаться на их предложение, тем самым увеличивая стоимость каждого токена.
Неясно, удастся ли AntPool «защитить» рынок в более долгосрочной перспективе за счет повышения стоимости BCH, но это иллюстрирует возможности майнерских пулов, которые могут оказать давление на рынок. Это также вызывает вопрос: можно ли консолидировать столько вычислительных мощностей, чтобы совершить атаку 51%?
Соучредитель и главный директор по исследованиям Fluence Александр Демидко считает, что это возможный, но не правдоподобный сценарий.
«Любой, у кого достаточно ресурсов и решительности, может это сделать. Осуществление этого на практике является почти невозможным. Зачем? Злоумышленнику нужно не только получить контроль над 51% мощности сети, что само по себе сложно, но и поддерживать этот контроль достаточно долго, чтобы иметь возможность совершить вредоносные действия, не привлекая внимания».
Райан Тейлор, генеральный директор Dash Core Group, отмечает, что для любого блокчейна, использующего алгоритм доказательства выполнения работы, формирование пулов неизбежно. Он отмечает, что угроза атаки 51% чрезмерно упрощается, особенно когда речь идет о крупных сетях, таких, как биткоин.
Тейлор уверен, что одним из наиболее значительных нововведений технологии блокчейн является его механизм достижения согласия и способ, которым он формирует доверие между сторонами, которые мало знают друг о друге. Ограничение майнинга может иметь значительные негативные последствия не только для актива, но и пула, участвующего в недобросовестной деятельности.
«Несколько пулов теоретически могут сговориться таким образом, чтобы получить возможность совершать нападения, но это было бы контрпродуктивно. Если злоумышленник воспользуется своими возможностями для перезаписи истории транзакций, участники сети быстро потеряют доверие к блокчейну. Потеря доверия быстро приведет к снижению цен, что подорвет доходность инвестиций в оборудование для майнинга. Поскольку атака 51% несет риски для злоумышленников, реальность такова, что не может быть сценария, когда атака будет экономически обоснована».
Объединенные группы – это не единственный тип существующих пулов. Китай поддерживает около 60-75% сети майнинга, утверждает соучредитель Atonomi Дэвид Фрейгл. Сейчас, по его словам, существует более 1500 доступных криптовалют. Все эти альткоины основаны на сети биткоина, предлагая различные методы достижения консенсуса и стимулирования участников систем.
«Несмотря на то, что криптовалюты находятся на раннем этапе своего развития, важно, чтобы новаторы и правительства, включая регулирующие органы, сотрудничали и принимали правильные ограничения для поддержания роста и безопасности в рамках сообщества».
Издержки на майнинг продолжают расти
Проблемы с безопасностью – это не единственные риски, с которыми сталкиваются мелкие майнеры. Хотя многие энтузиасты продолжают вычислять блоки на своем домашнем оборудовании, его стоимость (как и потребление энергии) резко возросла.
Есть сообщения о том, что продажи и цены на графические процессоры стремительно выросли в последние годы, потому что майнеры использовали их для создания ферм. Согласно Computerworld, в котором были приведены последние данные Gartner о доходах от продаж графических процессоров для домашних ПК, за последние три года доходы производителей почти удвоились: с 2,7 млрд до 4,7 млрд. Для графических процессоров, используемых в центрах обработки данных, доходы выросли со 168 миллионов долларов в 2015 году до 1,1 миллиарда долларов на текущий момент.
Возможно, наибольшую угрозу представляет является рост стоимости электроэнергии, необходимой для питания оборудования. По мере того, как сложность блокчейнов, лежащих в основе отдельных цифровых валют, возрастает, требуется все больше и больше вычислительных мощностей и, следовательно, больше электроэнергии. MarketWatch со ссылкой на Bitcoin Energy Consumption Index, утверждает: «суммарное использование энергии для майнинга уже эквивалентно потреблению Дании с населением в 5,7 млн и в конечном итоге приблизится к Бангладеш – стране со 163 миллионами жителей.
Чтобы сохранять прибыльность, многие майнеры переезжают в страны, где стоимость электроэнергии ниже. В последнее время дешевая гидроэнергетика сделала Швецию и Норвегию привлекательными странами, наряду с Исландией, которая в настоящее время находится в центре внимания участников сообщества.
Но пересечение земного шара в поисках дешевой электроэнергии не всегда имеет смысл, особенно, для мелких майнеров. Согласно исследованию EliteFixtures, сейчас Южная Корея является самой дорогой страной для майнинга одного биткоина, где затраты на него составляют $26 170, тогда как Венесуэла, где стоимость одного токена составляет всего лишь $531, является самой дешевой.
Учитывая статистику, рост пулов имеет определенный смысл. И хотя они могут вытеснить некоторых более мелких майнеров, в игре множество других факторов, которые сильнее угрожают майнингу мелких игроков.
Но если майнинг цифровых валют перестанет быть прибыльным, или правительственное регулирование реформирует текущие процессы вычисления, то, несомненно, эволюция отрасли сделает очередной виток. Несомненно одно – этот класс активов продолжает развиваться.