Предлагаем вам сокращённый перевод статьи Майкла Джея Кейси, председателя консультативного совета CoinDesk. Он 18 лет проработал в wall street journal и теперь участвует в инициативе по цифровым валютам MIT Media Labs, а также консультирует бизнес по проблемам и возможностям криптовалют.
У меня есть друг, который заработал огромное состояние на биткоине. Он один из тех энтузиастов, которые с радостью делятся своим богатством с людьми, которые способствуют более широкому принятию криптовалют.
Всё это, без сомнения, хорошо. Однако меня всегда раздражало одно: он хвастается тем, что распространяет «веру в биткоин», потому что небольшая сумма, которую он раздавал случайным людям на протяжении многих лет, в долларах теперь стоила в разы больше. И почему меня это раздражало? Потому что мой друг является лишним подтверждением тому, что спекулятивная прибыль — это основная ценность, которую предлагает биткоин.
История друга не рассказывает о цензуроустойчивых деньгах, которые могут обойтись без финансовых институтов, диктующих свои условия. Это история не о том, что теперь цифровые деньги не требуют банковского счёта или одобрения третьих сторон, и не о том, что биткоин стал первым безопасным цифровым активом в интернете.
Нет, это была простая история о том, что «если вы купите это, то станете каким же богатым, как и я».
Конечно, мой друг не один такой. Безумный прошлогодний пузырь на рынке стал причиной глобальной коллективной мании. Когда на луну? Когда Lambo? Вот такое мышление было повсюду. Вот что представлял собой биткоин для широкой общественности.
Тогда одна моя родственница, которая раньше совсем не интересовалась криптовалютами, как-то спросила меня, какую монету ей лучше всего купить. Я предупредил её, что ей лучше этого не делать, но тем не менее начал ей объяснять свой интерес (не интерес инвестора) к ASIC-устойчивым монетам. Она ответила: «Я ничего не понимаю, просто скажи, что купить».
Эта мания создавала «криптоэнтузиастов» повсюду. Вспомните, что это было за время — тогда даже производителя холодного чая показали, что они могут ненадолго увеличить цену акций компании простым добавлением слова «блокчейн» в название.
Вызов принятия
Некоторые рассматривают криптовалюты исключительно как инструмент для богатых людей, так как привилегированному меньшинству нужно держать свою собственность вдали от рук государства. Если я в конце концов пойму, что они правы, может быть, я уйду.
Пока, однако, я всё ещё рассматриваю эту технологию в качестве инструмента для людей, и поэтому считаю, что криптовалюта может стать успешной только вместе с массовым принятием. Неважно, как это произойдёт — через широко распространенное использование в розничной торговле или создание новой, децентрализованной экономики, но цель должна заключаться в том, чтобы оказывать положительное влияние на жизнь людей повсюду.
Но, к сожалению, я считаю, пока нам удалось нанести большой вред общественному признанию и доверию к технологии. Это не конец, но нужно отметить, что сегодня многие ассоциируют криптовалюту с пузырём, мошенничеством и потерей денег.
Разумеется, эта коррекция цен может быть повторением двухлетнего перерыва после пузыря конца 2013 года, за которым последовало ралли в 2016 году, которое привело нас к самым большим максимумам в 2017 году. Но проблема состоит в том, что падение в этом году нанесло более ощутимый ущерб общественному доверию, чем в 2014.
Это очень сильный удар по доверию, и я теперь сожалею о том, что в прошлом году написал о всплеске интереса к криптовалютам как о необходимом шаге для их развития. Я утверждал, что, несмотря на то, что многие люди потеряют много денег, бум покупателей вызвал любопытство среди гораздо более широкой аудитории, а это стимулировало инновации и запуск новых компаний. Я утверждал, что эти люди построят децентрализованную экономику будущего. Теперь, хотя многие новички все ещё здесь, я не думаю, что это оказало положительный социальный эффект, когда многие просто потеряли кучу денег.
Пользователь Твиттера под ником CandleHater довольно точно отобразил настроения в сообществе.
Восстановление доверия
Биткоин сейчас снизился примерно на 75% от своего максимума, эфир — на 90%, а общая капитализация рынка упала на 80%. Такой кризис наносит сильный ущерб индустрии.
Каковы последствия этой потери доверия?
Это означает, что регуляторы будут более осторожно относиться к технологии и, вполне вероятно, будут более жестко её регулировать, что создаст дополнительные проблемы криптостартапам.
Хорошей новостью может быть то, что падение интереса со стороны общественности может создать более здоровые условия для разработчиков, которые в итоге смогут раскрыть весь потенциал технологии. Мы видели аналогичный период разработки в перерыве между 2014 и 2016 годами.
Но, независимо от того, какие продукты будут созданы, им теперь будет труднее бороться с принятием, нравится нам это или нет.
Оставим в покое одержимость ценой. В конце концов, она просто подтверждает мнение, что контрольный параметр, который сегодня имеет значение — это не биткоин или какая-либо другая криптовалюта, а доллар США.