С 1 января 2021 года в России начнет действовать закон о регулировании отношений в криптосфере. Команда юристов Moscow digital School проанализировала основные положения документа и опубликовала результаты своего исследования.
Специалисты указали на пробелы в регулировании индустрии. В криптосфере уже действуют принятые всеми классификации токенов и прочие термины. Однако авторы закона о так называемых цифровых активах вводят свои собственные определения, которые в криптосообществе вряд ли будут приняты.
Кроме этого, в российском законе отсутствует механизм регулирования некоторых классов токенов. Нет определения майнинга, что также создаст проблемы для компаний, занимающихся добычей криптовалюты.
В самом законе есть несколько положений, которые прямо противоречат друг другу. Например, под определение “цифровой валюты” подпадает инструмент, который фактически может быть средством платежа и инвестицией. Однако в ст. 14 этого же документа российским физическим и юридическим лицам запрещается принимать токен за свой товар или услугу.
Юристы Moscow Digital School пришли к выводу, что авторы закона о цифровых активах так и не смогли выработать адекватного определения термина “криптовалюта”.
В документе говорится, что “цифровая валюта – это токены”. Однако это определение никак нельзя назвать точным, так как под криптовалютой можно понимать любые электронные записи и даже аккаунты.
Претендовать на судебную защиту смогут только те владельцы криптовалюты, которые ее задекларировали и платили налоги с транзакций. Но пока непонятно, как государство сможет администрировать криптосделки. Вполне возможно, что решением этой проблемы скоро займутся Минфин и ФНС.
Формально майнинг в России будет разрешен с января. Но в законе отмечается, что нельзя платить вознаграждение майнерам в токенах. Такое положение на практике вряд ли будет соблюдаться, так как майнеры награду как раз и получают в тех токенах, которые они добывают.
Касаясь темы рекламы, авторы закона подчеркивают, что при освещении криптопроектов в СМИ необходимо напоминать инвесторам, что цифровые активы – это высокорискованные инструменты. Аналогичные требования уже действуют во многих европейских странах.
Документ обяжет платить криптотрейдеров налоги со своего дохода. Минфин хочет в ближайшее время разработать механизм контроля за транзакциями, а владельцы токенов должны будут указывать данные о доходах в декларациях и сами исчислять налоги в рублях.
Закон допускает создание на территории России платформ для обмена криптовалюты. Каждый оператор обмена должен хранить информацию о сделках с токенами не менее пяти лет. Банк России получит дополнительные полномочия, позволяющие устанавливать отдельные требования по отчетности к торговым площадкам.
Считается, что наделение ЦБ дополнительными полномочиями улучшит безопасность операций с криптовалютами.