Жажда быстрой наживы не дает покоя россиянам — вслед за падением уровня жизни и упадком рынка криптовалют граждане ищут любые способы легко и просто нарастить доходы. На этом фоне популярность набирают сомнительные проекты, которые обещают высокие проценты и легкий вывод денег.
Однако предприниматель Николай Евдокимов пошел дальше: ради наживы он создал «первое блокчейн-государство» Децентурион, адептам которого обещает золотые горы. «Лента.ру» рассказывает подробности, возможно, самой инновационной аферы года.
На конец сентября фонд Евдокимова Cryptonomics Capital (далее — CC), который также выполняет функции министерства торговли Децентуриона, должен был выплатить своим инвесторам солидную сумму, однако обещанных биткоинов вкладчики так и не дождались. Это притом, что до этого сроки по выплатам неоднократно переносились, а ни одно из обещаний Евдокимова и команды CC по фантастической доходности в 700-900 процентов так и не сбылось.
«Точную дату мы назвать пока не можем, на сегодняшний день мы ждем завершения сделок по продаже эквити, в связи с падением рынка, а также негативным фоном создаваемым самими инвесторами, три сделки были отменены. На текущий момент в горизонте от 1 до 3 месяцев планируем закрыть 3 новые сделки, которые позволят вернуть биткоины вложенные инвесторов без процентов. Это все что в текущих условиях можно сделать на таком рынке», — говорится в официальном чате CC (орфография и пунктуация сохранены).
Получается, что в отсутствии прибыли виноваты сами инвесторы, которые создают негативный фон, — основатели финансовых пирамид всегда стараются найти виновных и свалить на них ответственность. За примером далеко ходить не надо — с 1 ноября свою деятельность прекратила крупнейшая со времен МММ пирамида «Кэшбери». Глава компании Артур Варданян объяснил падение проекта «происками врагов». «Каждый наш шаг будут поливать грязью и выставлять в невыгодном свете. Против нас развернута целая армия журналистов», — сообщил он.
Впрочем, в отличие от проектов Евдокимова, «Кэшбери» хотя бы платила своим вкладчикам, в результате чего заручилась их безоговорочной поддержкой. Тем, насколько рьяно адепты «Кэшбери» защищали Варданяна и саму компанию, может похвастаться далеко не каждая пирамида.
Заступаться за Децентурион и Cryptonomics вкладчики, видимо, не готовы.
«Децентурион, все больше и больше начинает смахивать на сказочный мир Джоан Роулинг! Министерство образования — на Хогвартс, где обучают волшебству продажи воздуха», — комментирует один из инвесторов.
«Уважаемый представитель “Ленты.ру”, напишите в личку, пожалуйста, хочу дать интервью, как мошенник Коля Евдокимов обманывает на деньги. И помощь на поиски компаний, у которых с ним суды. Быть свидетелем. Спасибо», — предлагает другой.
С тем, что Евдокимов аферист, а его проекты — скам, соглашаются даже руководители тех проектов, чьи токены он продает наивным россиянам. «С Мавроди можно было заработать первым и частично средним участникам пирамиды, у Евдокимова же не заработает никто», — констатирует гендиректор одного из стартапов, работавших с Евдокимовым и фондом Cryptonomics.
Один из крупных инвесторов фонда согласился на условиях анонимности предоставить информацию о том, как именно функционирует многоуровневая финансовая пирамида, созданная Евдокимовым.
Первый этап аферы — запуск компании ICOBox летом 2017 года, которая тут же, по словам представителей самой же компании, стала крупнейшим в мире поставщиком коробочных решений по организации и проведению первичных размещений токенов (ICO).
Реальные «успехи» ICOBox: в январе 2018 года был подан искн на проект Paragon, который вела другая компания предпринимателя — ICOBox. За год она уже успела провести более 120 ICO и стать крупнейшим в мире провайдером ICO-решений. По крайней мере, так говорят в самой ICOBox. Как известно, сам себя не похвалишь — никто не похвалит. По факту же ими продвигались такие скандальные проекты, как Universa, Goldmint и откровенный скам TokenStars. Проект облачного майнинга Kelta разорвал уже подписанный с ICOBox договор, а по итогам ICO криптобанка Crypterium были собраны жалкие семь миллионов долларов.
В августе у ICOBox произошел скандал с актером Константином Хабенским, который планировал провести ICO платформы для инвестиций в кино Cinematix. Хабенский и его партнер, бывший председатель правления банка «Русский стандарт» Илья Зибарев резко прекратили сотрудничество с Евдокимовым.
Как отмечалось в заявлении основателей Cinematix, причиной этому послужило начало продажи токенов проекта фондом Cryptonomics Capital. Зибарев заявлял, что продажа стартовала без ведома руководства проекта, когда юридически компания еще не была оформлена, а стоимость токенов не установлена. Он также добавил, что сам Cinematix не получил ни копейки от реализации токенов фондом Евдокимова.
Плату за свои услуги компания Евдокимова берет в биткоинах, однако внимание стартапов ICOBox привлекала необычной опцией — возможностью провести ICO и расплатиться за услуги компании не биткоинами, а токенами. Правда, номинальная стоимость услуг в этом случае тут же возрастала в четыре раза. Иными словами, если изначально услуга стоила 50 биткоинов, то стартапы, которые фондирует ICOBox, должны были перечислить компании такое число токенов, которое было бы эквивалентно 200 биткоинам.
«Это уже под миллион баксов и ниже в зависимости от курса. Зачем ему [Евдокимову] консолидировать такое гигантское количество токенов в компании, сотрудникам которой нужно платить зарплату? А он консолидировал миллионами баксов (номинально). Коля дал всем руководителям стартапов ощутить себя господами из Федерального резерва», — рассказывает источник из пула крупных инвесторов.
Однако деньги на проведение ICO для перспективных стартапов компания берет отнюдь не из своего кармана. ICOBox привлекает средства на развитие посредством продажи собственных токенов ICOS. Обладателям этих токенов взамен обещают скидку в размере около 75 процентов на покупку токенов любых проектов, которые ICOBox взяла себе под крыло. То есть, покупая токены ICOS на тысячу долларов, участник ICO сможет их обменять на токены других проектов стоимостью в среднем четыре тысячи долларов. Если номинальная цена токена доллар, то с токенами ICOS его можно купить по 25-10 центов и даже дешевле. Вот только скупал эти токены в основном сам Евдокимов. Таким образом, он убивал сразу двух зайцев — забирал себе все токены по дешевке, чтобы потом продать втридорога, и одновременно создавал искусственный дефицит на рынке, что неизбежно приводило к росту цены этих самых токенов.
Осенью 2017 года Евдокимов создает инвестиционный фонд Cryptonomics Capital. Подробно о работе фонда вы можете узнать из нашей предыдущей публикации, однако суть заключалась в использовании фонда в качестве площадки для перепродажи токенов стартапов в три-четыре раза дороже.
«Допустим, я CEO стартапа. Евдокимов приглашает меня в Cryptonomics, где обещает продавать мои токены клиентам-инвесторам. Коля говорит, что берет 25 процентов комиссии с продажи, и начинает продавать эти токены уже за 50 центов. Я в шоке, думаю, мол, вау, бомба! Притом что я еще вчера продавал эти токены кому-то по 5-10 центов. И вот он берет меня, как лоха, возит по конференциям в качестве говорящей головы», — рассказывает источник.
В итоге складывается такая ситуация, при которой в руках Евдокимова оказывается сосредоточена практически вся эмиссия токенов стартапов. Фонд забирает себе рынок потенциальных инвесторов, а сами руководители проектов остаются не у дел.
«СЕО ничего не могут сделать. У них забрали и токены, и рынок из потенциальных клиентов. Им рисуют сборы в миллионы баксов, а на самом деле у многих даже полмиллиона баксов не было, а пишут 8-10 миллионов», — добавляет источник. Эту же информацию «Ленте.ру» подтвердил гендиректор одного из проектов.
По его словам, Евдокимов даже не согласовывает цену на токены со стартапами, а придумывает ее сам, продает инвесторами неликвид по искусственно завышенной цене, обещая при этом небывалый рост стоимости. Правда, никакого роста в итоге не происходит, а инвесторы только и делают, что фиксируют убытки.
«Вот приведу пример. Хотя бы взять их собственный токен ICOS — он вышел по 50 долларов, сейчас он стоит 2-3 доллара, объем торгов 0,1 биткоина. Где спрос на токен? С токеном DCNT (государственный токен Децентуриона) то же самое — был по тысяче долларов, теперь по 35 долларов», — прокомментировал источник.
Вершиной всей пирамиды стало создание первого в мире блокчейн-государства. За всем пафосом, с которым Евдокимов и его команда рассказывали об уникальности проекта и многочисленных преимуществах гражданства Децентуриона, скрывалась одна единственная цель — максимально отсрочить выполнение своих долговых обязательств перед инвесторами CC. Для этого была создана возможность конвертации вложенных в CC средств в государственные токены DCNT по бешеному курсу — чтобы заманить в так называемое доверительное управление как можно больше людей, инвесторам СС пообещали 25-кратный мультипликатор, то есть возможность якобы моментально приумножить вложенные средства в 25 раз. Однако с момента запуска этой акции токен DCNT упал в цене в 30 раз.
«В июле мы ему угрожали очень. Он испугался и решил быстрее шевелиться и долги из CC слил непутевым инвесторам, загнав их в Децентурион», — сообщил один из источников.
Проблемы не заставили себя долго ждать — граждан Децентуриона начали водить за нос по той же схеме, что и горе-инвесторов СС. Выплаты по доверительному управлению перенесли на неопределенный срок, объяснив это тем, что «на текущий момент у государства имеется ряд ключевых и более приоритетных задач». Приоритетных задач у Евдокимова сейчас и впрямь хватает.
По словам источника, знакомого с ситуацией, предприниматель «рассорился со всеми, с кем только мог», а токеном ICOS заинтересовалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США (sec). Собеседник издания также добавил, что, по его данным, Евдокимов в срочном порядке покинул территорию Соединенных Штатов и уже довольно продолжительное время находится в Москве, однако не уточнил причину смены дислокации.
Помимо интереса со стороны SEC, на счету Евдокимова числится несколько судебных исков. Кроме того, в открытом доступе имеется судебный кейс с участием ответчиков Евдокимова и других руководителей ICOBox, а также истца — бывшего CEO ICOBox Hub («дочка» ICOBox) Евгения Морозова.
Экс-работник требует компенсацию в размере более двух миллионов долларов за несоблюдение компанией требований трудового договора, в частности отказ платить зарплату. В иске говорится, что в течение своего двухмесячного срока пребывания в должности генерального директора ICOBox Hub Морозов обнаружил в компании ряд нарушений трудового, иммиграционного и налогового законодательств, а также нарушения санкционного режима Соединенных Штатов. По его словам, исправлять недочеты в компании не стремились, а стремились, наоборот, избавиться от самого Морозова, сующего нос не в свое дело.
В конце сентября в Децентурионе заявляли, что общее количество граждан составляет порядка 300 тысяч человек. Эти оценки выглядят довольно сомнительными, учитывая, что подписчиков аккаунтов «государства» в соцсетях едва набирается на 10 тысяч, а официальные ролики на YouTube зачастую не набирают и тысячи просмотров. Эти данные — фейк.
Так или иначе, даже если счет идет не на сотни, а на десятки тысяч, речь идет о солидном материальном ущербе.