У биткоина и тысячи других криптовалют появился шанс покинуть серую зону и стать законопослушными финансовыми инструментами в России. 31 января в Москве пройдет дискуссия на тему: «Законодательное регулирование рынка криптовалют и инвестиций на их основе: научный подход и практический взгляд», в котором примут участие федеральные чиновники, ученые, бизнесмены и другие эксперты, в частности из Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна (РАКИБ), которые по идее должны лучше других разбираться в том, что несут обществу и экономике блокчейн, токены и эти самые криптовалюты.
Накануне пищу для размышлений дал Минфин в виде готового законопроекта «О цифровых финансовых активах».
В законе даны юридические описания добычи квазиденег путем криптографических записей, их обмена на другие такие же записи и «другое имущество», в том числе иностранную валюту и рубли. Правда, «деревянных» можно обменять на криптовалюту не больше чем на 50 тыс. руб. и не напрямую, а через специальных операторов обмена.
Но даже этот сдерживающий фактор не убеждает Центробанк РФ, который решительно встал в ряды противников новомодных технологий. По мнению чиновников ЦБ, разрешение обменных операций даст возможность легализовать сомнительные транзакции, проведенные ранее. Минфин же считает, что сделки с криптовалютами получили уже такое широкое распространение, что их законодательный запрет «может привести к созданию условий для использования криптовалюты в качестве инструмента для обслуживания нелегального бизнеса, а также для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Для того чтобы решить весь букет проблем, возникающих в связи с приходом новой финансовой реальности, одним законом дело не обойдется. Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков рассказывал, что готовится новый законопроект, который будет препятствовать уходу от налогов за счет перевода финансовых активов в криптовалюты. По его словам, готовятся также поправки в закон о банкротстве, чтобы криптовалюты можно было внести в конкурсную массу, придется менять и Гражданский кодекс, чтобы описать так называемые смарт-контракты – договора на обмен финансовыми инструментами в электронной форме.
Стало известно и о новом проекте закона от Минкомсвязи, в котором определяется, что такое «добыча» валюты, попутно даются ориентиры для стимулирования и контроля за «майнерами». «Добычу» хотят приравнять к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими: с обязательной регистрацией, ведением бухгалтерии, декларацией доходов и уплатой налогов. Сначала предполагалось дать майнерам пять лет налоговых каникул, но в итоге остановились на двух. Также для майнеров введут квоты и особый тариф на электричество. Их предупреждают, что уйти от налогов не удастся, так как майнерство предполагает особый характер потребления электроэнергии – денежные «фермы» надо держать включенными постоянно и день, и ночь.
Майнеры не в восторге от попыток отмены блокчейновой вольницы. «По ходу решили изгнать всех майнеров к Бацьке в Белоруссию», – пишет Andrew на andro-news.com. Белоруссия легализовала добычу и обмен криптовалюты в декабре прошлого года декретом президента страны Александра Лукашенко, который, по его словам, должен привлечь в Белоруссию мировые IT-компании и создать среду для обучения специалистов по технологиям, а также помочь внедрению новейших финансовых инструментов и технологий. «Ведущие экономики мира еще только присматриваются к этому новому явлению.
Беларусь становится фактически первым в мире государством, которое открывает широкие возможности для использования технологии блокчейн», – заявил Лукашенко. При этом до 2023 года все операции с токенами не будут облагаться налогами. Фирмы, которые занимаются добычей и обменом криптовалюты, получат возможность стать резидентами белорусского Парка высоких технологий.
Хотя не все ведущие экономики мира вообще хотят иметь дело с криптовалютами (в Китае, например, майнинг запретили, криптовалюту считают мошенничеством), бизнес-сообщество России предлагает все же держать открытой калитку для ставшего уже массовым явления.
«То, что предлагает наш Минфин, это намного более жесткое регулирование, чем в Японии, Швейцарии, Белоруссии, Армении, то есть во всех странах, которые приняли какое-то законодательство. Лучше ничего не принимать, чем принимать такое законодательство. Это просто сделать так, чтобы криптосообщество и блокчейн никогда не посчитали своей родиной Россию.
Поэтому мы, конечно, категорически против этого текста, – сказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Понятно, почему они пытаются поставить такие барьеры. Потому что блокчейн – на самом деле это технология, которая позволяет контролировать чиновников. Сегодня у нас все наоборот – чиновники считают своей важнейшей функцией контроль за людьми, предпринимателями, теми, кто занимается блокчейном и новыми технологиями. А все должно быть наоборот. Блокчейн дает возможность людям, предпринимателям, технологическому сообществу контролировать чиновников. И это им, конечно, не нравится».