В последнее время информационное пространство пузырём вздувается при упоминании криптовалют вообще и биткоина в частности. Пузырь имеет чёткие размеры
По данным агентства РБК, в январе 2011 года один биткоин (bitkoin) оценивался в 38 североамериканских центов. К февралю того же года он подорожал до 1 доллара. 31 декабря 2012 года биткоин стоил 13,41 доллара, в апреле 2013 года — около 100-150 долларов, в конце 2013 года эта криптовалюта подскочила в цене в несколько раз, до 979 долларов. Отметку в 1000 долларов биткоин преодолел в январе 2017 года. По состоянию на 19.00 московского времени 25 сентября 2017 года курс биткоина к доллару составлял 3,9 тысячи долларов.
Это «ж-ж-ж» — неспроста.
Для тех читателей, которые не отмечают сегодня День интернета, очень приблизительно поясню суть явления. В 2008 году человеком или группой людей под псевдонимом Сатоши Накамото была обнародована идея полностью децентрализованной системы электронных денег. По идее, центробанки всех стран оставались при этой системе в качестве забавных петрушек, поскольку эмитировать (майнить) новые деньги теперь мог любой желающий гражданин мира. Ну, почти любой. Обычные же банки, как посредники-кровососы, вообще не вписывались в систему, поскольку любой гражданин мира, обзаведясь электронным биткоин-кошельком, мог вступать в денежные отношения с другим любым гражданином напрямую, лишь бы доступ в интернет существовал.
Процесс эмиссии (майнинга) новых денег схематично таков. Компьютерные мощности (фермы), в соответствии с программой круглосуточно производя математические операции, периодически генерируют набор символов, код, который, по заверению а-ля Сатоши Накамото, второй раз в системе сгенерировать, продублировать невозможно. Вот этот набор как бы уникальных символов и есть биткоин, новая всемирная электронная денежка. (Собственно в онлайне криптовалют как явления бродит, по некоторым данным, около тысячи; специалисты пытаются отслеживать около сотни более менее живучих; о биткоине здесь говорится лишь потому, что он наиболее распиарен и соответственно надут).
Время от времени в сеть вбрасывались умиления типа: вот в 2009 году некий американец купил пиццу за 10 тысяч биткоинов, а теперь-то курс о-го-го; вот в 2011 году некий Герман Греф заплатил за футболку 12 биткоинов, а теперь-то о-го-го-го, самая дорогая у него в шкафу футболка.
Этим же временем, пользуясь случаем, успели получить сверхприбыль в старых дензнаках производители компьютерных видеокарт (и торговцы), взвинтив цены на это «железо». Довольно быстро стало понятно, что любому гражданину создавать собственный центробанк из персонального компьютера малоперспективно, поскольку для реального майнинга требуется огромное количество электроэнергии, питающей специализированное компьютерное оборудование (вот и энергетики тоже не в убытке). Сегодня фермы майнинга, размещённые на тысячах квадратных метров, уже в «бассейны» объединяются для повышения вычислительных машино-мощностей.
Да и «полностью децентрализованная система» потихоньку обретает центры майнинга. Согласно данным сайта Bithodes по состоянию на 25 сентября большинство производителей биткоинов сосредоточено в США (27,5 процента), Германии (17,7 процента) и Франции (7,1 процента). Россия занимает 3,3 процента рынка. Всего в мире 9,4 тысячи точек по производству данного вида криптовалют. Ну и вместо вишенки: 28 сентября в эфире телеканала «Звезда» мелькнула информация, что очень заинтересованно занимаются технологией «блокчейн» (используемой в процессе майнинга биткоина) компании, входящие в расширенный клан Ротшильдов…
Тут здравомыслящий читатель вправе перебить: ты уже до Ротшильдов договорился, ещё про всемирный заговор вспомни; и вообще если гондурас беспокоит — не чеши его!
Не могу не чесать.
Ни с того ни с сего (не заказывал) в мой почтовый ящик (пока электронный) недавно начали поступать соблазны. «Бизнес и власть выбирают биткоин» — ну и чтоб я не отставал, предлагается обучение за долю малую. Причём в рублях. Аргумент против сомнений: «плюс 950 процентов за год». И явно не от Ротшильдов письмо. Скорее похоже на попытку «продать видеокарту».
Может, не мне одному соблазны? Потому и делюсь.
Конечно, сообщение e-mail можно удалить одним кликом, туда ему и дорога. Интересен сам процесс. Знающий-то мир бурлит. Вот сегодня, 30 сентября, должно вступить в силу решение монетарных властей Китая о запрете IСO, первичного размещения криптовалют на биржевых площадках. Хотя недавно Китай был мировым лидером по торговым операциям с этим финансовым инструментом. Однако что-то произошло, китайцы моментально переобулись в воздухе. А, заметим, это уже не те китайцы, которые воробьёв своих стреляли. Ныне китайцы другие, они другим продают спиннеры вертеть на пальцах, сами же готовятся вертеть миром. И вот «4 сентября Центробанк КНР запретил проведение ICO (привлечение инвестиций в проекты по выпуску криптовалют), признал их незаконными и потребовал немедленно прекратить все операции. Компании, которые привлекли деньги через ICO, обязаны вернуть средства инвесторам.
Кроме того, тогда ЦБ начал проверку 60 криптообменников. Данное решение обосновывалось тем, что криптовалюты часто используются для финансовых махинаций и построения пирамид. Китайский ЦБ заявил, что более 90 процентов проектов, проводящих ICO, могут нарушать нормы о незаконной финансовой деятельности. Там также подсчитали, что только 1 процент проектов привлекают деньги на реальные инвестиционные цели». Попутно они проткнули криптовалютный пузырь, курс биткоина обвалился сразу на 32,5 процента.
Есть устойчивое ощущение, что в глобальном финансовом мире готовится какая-то глобальная бяка, наподобие той, когда США отвязали свой доллар от золота. Или «всего лишь» выращивается всемирная «МММ». К сожалению, нет возможности ощущения подкрепить конкретикой. Похоже, не только у меня. Как вам такой пассаж: «Британские, немецкие и испанские математики для изучения эволюции мирового рынка криптовалют использовали нейтральную теорию молекулярной эволюции — популярную для описания экосистем статистическую модель, позволяющую, в частности, отследить видовую дивергенцию»? Растерянность в каждой букве.
Я не математик. Может, поэтому уверен без всякого изучения, что если люди — да что люди, государства, — меняют деньги на набор цифр в интернете — это ненормально.
Конечно, вряд ли в конце процесса мы скажем: так вот ты какой, конец света. Может, даже наоборот — при очередной победе научно-технической революции поживём. Но, повторю, это «ж-ж-ж» — неспроста.