Оглавление
Кембриджский университет выпустил 114-страничное исследование, посвященное криптовалютам.
Вот основные моменты этой работы.
Индустрия криптовалют
Учитывая, что отрасль только зарождается, начать стоит с определения ее объема, и данные компаний и сервисов для работы с криптовалютами показывают, что это действительно девственный рынок.
Исследование показало, что полностью заняты в этой области всего 1876 человек, из них 720 в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 676 в Северной Америке.
Биржи
Изучение бирж позволяет оценить число пользователей криптовалют, поскольку большинство из них заводят себе тот или иной онлайн-кошелек. Тем не менее исследование показало, что установить, сколько людей реально использует криптовалюты, невозможно.
Авторы показали. что наибольшее число бирж и обменных пунктов работает в Европе; за ней следует Азиатско-Тихоокеанский регион. По состоянию на март 2017 года самая большая рыночная доля — 16% — была у Bitfinex, при этом около 25% общей доли рынка приходится на маленькие биржи.
Из всех валют шире всего на биржах поддерживается доллар США — им можно расплатиться на 65% платформ. Второе место занимает евро с 49%.
На всех охваченных исследованием биржах торговали битоином и эфириумом, следующим по популярности оказался лайткоин. Также широко распространены оказались Ripple, Ethereum Classic, Monero, Dogecoin и Dash.
Любопытно, что эти биржи, через которые проходят миллионы долларов, могут иметь всего 11 сотрудников — при этом 49% площадок обходится даже меньшим числом работников.
Также эти онлайн-обменники хранят личные ключи своих пользователей — на практике 73% бирж контролируют средства пользователей, храня их секретные ключи.
Кошельки
Согласно исследованию, число активных кошельков оценивается в интервале от 5,8 до 11,5 млн. Такая большая «вилка» связана с нечеткостью определения активного кошелька.
Наибольшее число активных пользователей кошельков приходится на Северную Америку и Европу — суммарно 30%.
Для 32% активных кошельков используются проприетарное программное обеспечение, остальные 68% используют ПО с открытым исходным кодом. При этом наиболее распространены мобильные приложения — 65% от общего количества.
Более половины опрошенных провайдеров кошельков интегрируют в них услугу обмена валюты, кроме того, 20% из них предлагают привязанную к кошельку кредитную карту.
Тревожно, что почти половина кошельков, предоставляющих услуги обмена валюты, используют сторонние сервисы, что может быть небезопасно. В свете недавнего обострения регулирования криптовалют любопытно, что 76% компаний, предоставляющих услугу онлайн-кошелька, не имеют лицензии.
Майнинг
Ландшафт криптовалют во многом определяется майнингом и большими майнинговыми объединениями, и они это понимают.
Более половины майнеров оценивают свое влияние на развитие протокола биткоина как сильное или очень сильное — это связано с конфликтом вокруг обновления SegWit.
Майнеры и пользователи боролись за принятие разных версий протокола, и, несмотря на то, что половина майнеров считают, что их влияние велико, отдельные пользователи в этом конфликте победили.
Важно отметить, что 58% крупных майнерских пулов находятся в Китае, поэтому многие считают, что КНР — важнейший игрок в вопросе майнинга и направления развития протокола. США занимают второе место с 16%.
Майнинг, несмотря на рост стоимости цифровых валют, развивается неравномерно. Общая выручка от продажи биткоинов за год (вознаграждение за создание блоков + транзакционные сборы) при немедленной конвертации в доллары в 2016 году оказалась заметно ниже (563 млн долларов), чем в 2014-м (786 млн долларов).
Вероятно, дело в возросшей сложности майнинга. Зато транзакционные сборы выросли: в 2016-м они достигли 13,6 млн долларов, а за предыдущие три года едва перевалили за 7 млн.