Ждёт ли Россию легализация криптовалют?

В начале августа глава правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Госдуме принять опроект «О цифровых финансовых активах» до 1 ноября 2019 года. Пока закон не принят, существуют несколько вероятностей относительно их статуса. Каждый возможный сценарий тем или иным образом отразится на рынке, майнерах, трейдерах, инвесторах и криптоиндустрии в целом.

Ждёт ли Россию легализация криптовалют?

Если говорить о позиции первых лиц в государстве, можно вспомнить, что президент ин всегда был очень осторожен в оценке криптовалют. С одной стороны, он говорил о том, что важно «не нагородить регуляторных барьеров», с другой, рекомендовал гражданам «осторожность». Также Путин ранее исключил возможность появления национальной криптовалюты/цифровой валюты.

Что касается премьер-министра Медведева, то, несмотря на укоренившуюся в народе репутацию «дурачка», «айфони» и т.п., именно он в их с Путиным тандеме отвечает за решения в области монетарной политики, поскольку бывший чекист в экономической тематике ориентируется слабо. В январе этого года Медведев заявил, что «криптовалюты хоронить рано», хотя ранее говорил о «возможном исчезновении криптовалют».

После того, как не справилась с поручением президента, установившего дедлайном принятия законопроекта о цифровых финансовых активах 1 июля текущего года, крайний срок отодвинули сначала на 1 октября, а затем, на 1 ноября. я по всему, на этот раз законодатели выполнят задачу, решением которой правительство, парламент и центробанк заняты уже около пяти лет.

Однако нерешённым остаётся ключевой вопрос – о статусе криптовалют. По словам руководителя думского комитета по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, за исключением этого момента, документ – черновик законопроекта – практически согласован.
Таким образом, к 1 ноября законодателям нужно лишь решить, насколько легальными будут криптовалюты, и будут ли легальными вообще.

На 18 сентября назначено совещание у первого вице-премьера Антона Силуанова, на котором будет обсуждаться эта тема.
Как сообщил 3 сентября Telegram-канал Baza, специализирующихся на «инсайдах» из Кремля, в органах государственного управления России нет единства относительно регулирования криптовалют. По данным канала, Банк России стремится запретить криптовалюты, тогда как ФСБ настаивает на легальном статусе, но при условии жёсткого регулирования и контроля цифровых активов. Baza пишет, что разногласия ведомств вынудили зампреда правительства Максима Акимова обратиться к президенту Путину и сообщить ему, что «отсутствие единой позиции препятствует дальнейшей работе над законопроектом и его принятию».

Как писал ранее WHATTONEWS.RU, есть три логичных сценария регулирования криптовалют в РФ: полная легализация, включая использование в качестве законного платёжного средства; тотальный запрет на любые операции с криптовалютами и майнинг; частичная легализация под контролем Банка России.

Первый сценарий маловероятен. Президент Путин демонстрирует явную симпатию к позициям главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, категорически не приемлющей криптовалюты. Дума не может не учитывать его мнение, склоняющееся к частичному или полному запрету. Думское большинство, особенно в профильных комитетах, также сложно назвать «криптооптимистами». В целом, не стоит забывать, что любые регулирующие органы, а российские, и подавно, никогда не склонны отказываться от контроля и даже минимизировать его.

Достаточно вероятным представляется «белорусский» сценарий: полная легализация криптовалют, но без возможности использовать их в качестве платёжного средства. Результатом такого сценария будет развитие майнинга, криптотрейдинга и рост инвестиций.

Тем не менее, такой сценарий, как полный запрет на работу с открытым блокчейном, представляется более вероятным: достаточно подсчитать число негативных комментариев в адрес криптовалют со стороны власть имущих и регуляторов, сделанных за последние пять лет, и сопоставить его с числом позитивных оценок. В случае криминализации индустрии РФ получит потерю эффективного использования площадей на убыточных предприятиях (в виде майнинга); утрату налогов от легальной продажи ASIC-майнеров; утрату налогов от продажи электричества; криминализацию и маргинализацию рынка, который сейчас относительно прозрачен и вполне готов к регулированию.

Если же говорить о третьем возможном пути решения вопроса – «поднадзорной легализации» – то основная проблема в том, что пока общественности не представлена возможная модель взаимодействия регуляторов и криптосообщества, а механизм контроля непонятен. При всей теоретической удобности такого сценария как для государства, так и для криптосообщества, его практическая реализация не проработана.

Очевидно, что для подобного сценария необходим посредник, в виде подконтрольной или прозрачной для Банка России биржи или сервиса. Регулятором также может выступать сам Банк России. Регуляторам и государству в целом последний вариант в целом более выгоден, чем два других: государство откроет возможности для инвестирования и увеличит объём поступающих налогов, а Банк России получит широкие возможности по контролю крипторынка.