Шутка — не шутка. Объясняя предложение по фиксированной эмиссии Ethereum в размере 120 миллионов ETH, Виталик Бутерин заявил на открытом собрании разработчиков Ethereum:
«Предложение означает, что все вознаграждения остаются внутри Эфириума. Сюда входят текущие награды PoW майнерам, так же как и все будущие выплаты, включающие в себя награды валидаторов casper, награды операторам шардинга за создание блоков и любые другие, описанные в протоколе – их общая сумма будет пропорциональна разнице между максимальным количеством монет и текущим количеством.
Следовательно, общее количество монет в обращении, вместо нынешнего линейного роста, будет асимптотически стремиться к верхней границе. Так будет до тех пор, пока мы не введем арендную плату за хранение информации в блокчейне и частичное уничтожение транзакционных комиссий. После этого общее количество монет найдет точку равновесия ниже максимума, там где количество сожженных монет будет примерно равно количеству эмитированных».
Противоположное мнение высказал разработчик Фонда Эфириума Ник Джонсон:
«Я считаю, что верхняя граница – это плохая идея. Цена надежности сети финансируется инфляцией или транзакционными комиссиями. Финансирование одними комиссиями стимулирует накопления и наносит вред активной экосистеме. Это может привести к дефляционной спирали, когда цены растут (из-за роста курса), а число транзакций уменьшается, что приводит к дальнейшему росту цен и такая ситуация будет повторяться».
Бутерин не согласился с ним, заметив, что транзакционные комиссии не постоянны (в ETH), а зависят от баланса между спросом и предложением. Коснувшись опасений Джонсона о необоснованном росте курса, что может привести к росту накоплений и нежеланию их тратить, он сказал, что ETH, как и другие криптовалюты, обладает высокой волатильностью и он не считает, что ограничение эмиссии приведет к сколько-нибудь существенным изменениям курса.
Еще один аргумент Джонсона против EIP 960 заключается в том, что отсутствие инфляционного резерва может привести к тому, что сумма доходов от одних только комиссий окажется не в состоянии поддержать безопасность сети (валидаторы начнут покидать систему). На это Бутерин ответил так:
«Здесь нет минимумов, есть только уровни. Если выплаты уменьшатся, мы придем к тому, что вместо 20 миллионов ETH на валидаторских депозитах у нас останется 10. С другой стороны, инфляция может привести к падению курса, что приведет к такому же результату – меньше капитала будет защищать систему.
Конечно, все возможные последствия оценить трудно, но лично я думаю, что плавающие уровни комиссий способны обеспечить доход, достаточный для обеспечения надежности блокчейна. Если же это не так, тогда на первое место выходит вопрос о реальной ценности системы, которую мы строим».
Следующий довод Джонсона против ограничения и в пользу инфляции:
«Ценность системы станет выше, если выплаты наград будут производиться из инфляционной эмиссии, потому что таким образом безопасность системы будут оплачивать не только те, кто производит транзакции (т. е., активны в сети), но и пассивные инвесторы (т. е., они получат меньший прирост инвестиций)».
У Бутерина нашелся ответ и на это:
«Я и сам раньше так думал. Однако, Влад (Замфир – прим. пер.) показал, что если оставить инфляцию, то практически любой токен erc20 становится лучшим хранилищем ценности, чем ETH. Ведь если ETH остается таким уникальным токеном экосистемы Эфириума, что надежность всей системы обеспечивается его инфляцией, то вы можете печатать на его основе токены ERC20 с отсутствующей инфляцией, и продвигать их на рынок. Тогда может возникнуть ситуация «трагедии общин» (термин теории игр), когда никто не захочет поддерживать ETH, несмотря на то, что он необходим для обеспечения безопасности системы».
Хадсон Джеймсон поинтересовался, что потребуется для практической реализации предложения. Бутерин предположил, что можно сделать премайн на сумму разницы между максимумом и текущим предложением и поместить его на особый счет. Тогда все награды будут браться с этого счета.
Джеймсон заметил, что судя по отзывам в соцсетях, предложение пользуется высокой популярностью, но для его реализации потребуется хардфорк. Нужно ли включить это предложение во вторую часть Metropolis?
Бутерин: «Есть два варианта. Если этого хочет сообщество,мы можем включить его в Metropolis. Или же мы можем повременить до имплементации следующего этапа Casper».
Тогда Джеймсон сказал, что для окончательного оформления, то-то должен официально внести предложение EIP (EIP-960 было только приглашением к дискуссии). Он спросил: «Виталик, ты готов это сделать?»
«Пока нет – я бы хотел еще подождать и посмотреть на реакцию сообщества», – заключил Бутерин.