Винни Лингем: Новая финансовая революция

Винни

Криптовалюты, такие как  и , открыли новую эру для всего мира, причем вчера биткоин достиг рекордного уровня в $ 6000. Большинство из нас, кто работает в этой сфере, были удивлены, каким образом (и почему) в этом году рыночная капитализация криптовалют и активов быстро превысила ; 150 млрд. Я потратил немало времени размышляя об этом, к чему мы придем в будущем, поэтому сейчас я попытаюсь связать, казалось бы, разрозненные акты в надежде внести ясность.

Во-первых, большой вопрос заключается в том, действительно ли это пузырь, финансовая пирамида? Ответ короткий: «Этого никто не знает!». Я бы хотел отметить, что общая рыночная стоимость криптовалют меньше, чем максимум стоимости одной компании Yahoo. Кроме того, криптовалюты заметно отличаются от акций и облигаций – это сетевые продукты, а не ценные бумаги или облигации. Как правило, в них нет доходности (если только они не являются ценными бумагами). Их ценность появляется после внедрения и использования в сети. Сетевые эффекты приводят к параболическому / экспоненциальному росту, а всем известно, что человеческий разум не способен увидеть или спрогнозировать величины параболической модели.

Итак, каковы движущие силы внезапного роста на рынке криптовалют? Во-первых, нам надо оглянуться назад и понять, как изменился мир после двух обвалов рынка в 2000 и 2008 годах:

  • Государства стали печатать деньги, тем самым завышая стоимость активов и снижая доходность. Если вы хотите разбогатеть, то очень сложно найти физические активы, которые не были бы переоценены, и которые приносили бы хороший доход. На мой взгляд, стоимость ценных бумаг и облигаций с учетом рисков противоречива.Почти во всех случаях вы гоняетесь за доходностью, выраженной в однозначных числах, если только не идете на чрезмерный риск.
  • Крипто токены, как никогда раньше, усиливают сетевой эффект. Такие “dApp-токены” (токены децентрализованных приложений) создадут волну новых бизнес-моделей, где микростимулы и поощрения для пользователей будут разделять ценность, которую бизнес создает со своими пользователями.  Это бизнес-модель, в которой первые покупатели токенов получают вознаграждение за свой выбор, за распространение информации, за использование; бизнес-модель, где компании могут менять поведение потребителей за счет вознаграждений. Такие особенности привлекают тех клиентов, которые раньше не имели доступа к банковским услугам. Wala – это интересный проект, построенный по этому принципу; я вложил в него деньги.
  • Общественные услуги выстраиваются на базе блокчейн-технологии, как я описал в предыдущем посте: “Почему токены пожирают мир”. Эти услуги коренным образом меняют устройство нашего мира на десятилетия вперед. Мы создаем сети и услуги общего доступа, которые работают со своей собственной валютой (например, Civic), но вместо безудержной и нерегулируемой инфляции теперь у нас есть криптографически гарантированные лимиты на выпуск валюты. В отличие от этого государства могут печатать новые деньги до бесконечности. Соответственно, происходит прямо противоположное тому, что государство делает для бизнеса и общества на протяжении веков, то есть ценность валюты сохраняется.
  • По большому счету фондовый рынок  закрыт для высокоперспективных сделок (первичное размещение акций) с акциями небольших компаний. Даже когда компании проводят IPO, венчурные фонды и фонды прямых инвестиций к тому времени уже вложили в них такое количество капитала еще до начала IPO, что широкая аудитория действительно не имеет возможности участвовать в развитии компании после IPO. Компании поступают так, чтобы дольше удерживать контроль, но к моменту IPO риски снижаются до такого уровня, что вы не получите даже небольшого дохода, хотя и с меньшими рисками. Низкий уровень риска – низкая доходность.
  • Поколение “нулевых”, наблюдавшее, как финансовая система уничтожила в 2008 году сбережения и сбережения их родителей, хочет избежать повторения. Банки не способны на должном уровне обеспечить обслуживание этой части населения, их новые продукты не удовлетворяют потребности рынка.
  • Эта технически подкованная часть населения, как правило, имеет высокий чистый доход, и они с удовольствием инвестируют в проекты, у которых есть даже небольшой шанс улучшить их реальное благосостояние. Таково мировоззрение молодых людей, которые пытаются создать для себя основные активы – у них нет детей, их образ жизни не обременен высокими расходами, их не пугает перспектива остаться без сбережений, ведь им не 40 лет и у них нет семьи.
  • Формирование мирового капитала изменяется, и очень быстро. Компании могут проводить ICO и собирать десятки или сотни миллионов долларов в течение нескольких часов или дней, не нуждаясь в поддержке венчурного фонда. Итак, откуда берутся эти деньги? Частично они поступают от миллионов молодых, технически грамотных людей со всего мира, у которых раньше не было возможности поучаствовать в высоко рискованных, высокодоходных проектах, преимущества которых могут изменить их жизнь, как например, это сделали Ethereum и Bitcoin.
  • Теперь в любой точке мира люди могут формировать крипто-портфели с сотнями или, может быть, тысячами долларов. Эти портфели дают им возможность заработать сотни тысяч или даже миллионы долларов. Их даже не пугает риск полной потери, потому что они не хотят получать доход в 5% в год. Новое поколение с удовольствием покупают надежду и рискуют, потому что 5% не могут изменить их жизнь, а крипто проекты могут. Реальность заключается в том, что доходность, выраженная в однозначных числах не поможет тем, у кого и так почти ничего нет. Чтобы инвестировать, нужен определенный образ образ мышления сродни идее покупки лотерейного билета. Да, это больше похоже на азартную игру, чем на инвестирование, на данный момент криптомир уже стал азартной игрой.
  • С достаточным количеством высокорискованных криптовалютных активов, можно начинать формирование оптимального инвестиционного портфеля, так называемой границы эффективности (Efficient Frontier portfolio), который поможет уменьшить риски и сохранить достаточные показатели доходности. Какая часть вашего портфеля будет предназначена для криптовалют – это ваш выбор, но дело в том, что необходимо иметь большое количество высокорискованных активов и надеяться, что 1/10 или 1/50 их часть окупится с коэффициентом 100 к 1, только в таком случае это будет выгодно. В некотором смысле это как раз то, чем занимаются венчурные фонды, но форма и структура венчурных фондов не допускает такие действия, так как партнеры могут осуществить определенное количество инвестиций, и при этом не имеют возможности делать небольшие вклады или рассредоточивать их (хотя такие бизнес-акселераторы, как Y Combinator, смогли организовать нечто подобное).
  • На протяжении десятилетий мировая финансовая система подразумевала, что фондовые рынки и инвестиционные возможности распределены по регионам. Когда мне было 20 лет, и я жил в Южной Африке, я мог инвестировать свои деньги только на Йоханнесбургской фондовой бирже и в Южноафриканские компании. Я не мог открыть счет в и инвестировать в акции или облигации США, такие как Yahoo или AOL. Сфера криптовалют работает не так: криптовалютные активы доступны всему миру, а не в отдельных регионах, а значит, эти активы “хотят получить” больше денег при помощи механизмов, которые функционируют не так, как традиционные фондовые биржи.
  • Не все будет гладко. Возникают вопросы, связанные с мошенничеством и финансовыми пирамидами, а также корпоративным контролем и предоставлении денег людям, которые просто не способны управлять компанией, развивать ее, но именно поэтому победители платят больше – чтобы покрыть убытки проигравших и генерировать положительную чистую прибыль. Если вы умны и усердны (а еще удачливы), надеюсь, с опытом вы сможете избежать большого количество неприятностей!
  • Перетекание благосостояния от старшего поколения происходит по мере того, как поколение бэби-бумеров (родившееся по время послевоенного демографического взрыва) постепенно уходит в историю. Люди помоложе намного лучше разбираются в технологиях и становились свидетелями стольких технических сбоев, что сейчас они находятся в поиске следующего прорыва («The Next Big Thing»). Такая передача капитала уже сказывается на биткоине и других областях, которые ранее были упущены менее технически подкованными, но состоятельными людьми.
  • Второе, чем обладает молодое поколение, – это время. У них есть время, чтобы узнать больше о криптовалютах: открыть счета, отслеживать торги и наблюдать за чат-румами, быть частью системы и изучать новые возможности раньше тех, кто уже прочно обосновался на пути к выходу на пенсию. Инвестируя время и силы для освоения этой сферы, они получают преимущество и будут торговать на фондовых рынках гораздо более гибким и прибыльным образом.

И наконец, давайте не будем забывать о «Надежде» в мире хаоса. Многие из нас надеются на лучшую жизнь. Мы готовы рисковать и идти ва-банк вопреки вероятности неудачи. Мы делаем это, потому что знаем, что от нас зависит совершенствование мира для следующего поколения. В то же время мы знаем, что есть и другие люди с такой же мечтой, но которые никогда не получали возможность участвовать в меняющемся мире из-за старых границ финансовой системы. Тот мир исчез. Это Новая финансовая революция. Это будет тернистый путь, в какой-то момент даже может показаться, что ничего не получится. Некоторые сдадутся. А те, кто проявит настойчивость, будут вознаграждены. Нам придется все изменить, начиная от правил и норм до общественных услуг, систем управления и даже демократии. В конце концов, это того стоит. Я “Надеюсь».