Как отмечает Стив Форбс, главный редактор еженедельника Forbes, мало кто обошёл вниманием десятилетие финансового кризиса. Однако почти все игнорируют его первопричину — слабый доллар. Мягкая, неустойчивая валюта всегда порождает экономические кризисы. По словам Форбса, если мы не усвоим этот фундаментальный урок, то в будущем нас неизбежно ожидают новые трудности.
В своей статье Форбс предлагает ретроспективу трёх самых крупных промахов правительства США, которые в 2008 году привели к великой рецессии.
Давление доллара. Из-за лопнувшего хайтек-пузыря в 2000-м экономика ослабла, а в 2001-м вступила в формальный период спада. В ответ на это Федеральная резервная система стала снижать процентные ставки. Затем она и Министерство финансов (которое по закону отвечает за доллар) начали подрывать стоимость национальной валюты.
Это была катастрофическая ошибка. Задумка, стоявшая за этим шагом, заключалась в том, что постепенная девальвация доллара приведёт к росту экспорта, и это поможет стимулировать экономику. Но она не имела смысла: страны с нестабильной валютой всегда (со временем) значительно отставали от стран со здоровой валютой. Сравните хотя бы Швейцарию, которая в последние 100 лет имела лучшую управляемую валюту, с Аргентиной, у которой была одна из худших национальных валют. Швейцария достигла впечатляющих результатов, чего не скажешь про Аргентину, хотя она когда-то была глобальной экономической державой.
Причина такого драматического расхождения проста. Прогресс зависит от инвестиций, а инвестирование приносит результат тогда, когда стоимость денег стабильна, так же как рынки работают гораздо эффективнее и продуктивнее, когда есть фиксированная стоимость товаров.
«Фантики» искажают цены, которые чрезвычайно важны в информационном конвейере спроса и предложения. Последние в свою очередь позволяют функционировать свободному рынку. Как вирус в компьютере, искажённая валюта искажает информацию. Когда доллар постепенно просел, цены на сырьевые товары взлетели. Нефть подскочила с $20-25 за баррель до $100. Золото взлетело с $300 за унцию до $1900. Когда деньги становятся ненадёжными, люди обращаются к твёрдым активам. Самый драматичный и разрушительный пример этого процесса случился на рынке жилья. В той или иной степени другие валюты следовали плохому примеру доллара. Таким образом, искусственное раздувание рынка жилья стало всемирным событием.
Несогласованности в Вашингтоне привели к параличу на финансовом рынке. Просчёт превратился в панику, которая чуть не привела финансовую систему к катастрофической остановке сердца. Весной 2008 года пятый по величине инвестиционный банк на Уолл-стрит рухнул под гнётом «плохих» ипотечных кредитов и других сомнительных активов. bear Stearns вряд ли был важным связующим звеном в системе, но администрация Буша решила спасти его кредиторов. Политически мощные и безрассудно управляемые правительством предприятия, Fannie Mae и Freddie Mac, были заполнены субстандартными ипотечными кредитами. Вашингтон пришёл им на помощь. И в то же время он позволил Lehman Brothers, намного большему и более важному звену, чем Bear Stearns, пойти на дно. Правительство сообщило: помощи больше не будет. И тогда первый из когда-либо созданных денежных рынков стал чрезмерно агрессивным и понёс большие потери. Одновременно с этим AIG, крупнейшая в мире коммерческая страховая компания, нуждалась в огромном вливании денежных средств.
Паника нарастала, когда все начали в отчаянии забирать деньги. Вашингтон снова решил предоставить федеральные гарантии для спасения выбранных банков. AIG и Citigroup были, по сути, национализированы.
Правило учёта стало оружием массового уничтожения. В 2007 году регуляторы возродили правило учёта, получившее название «учёт в текущих ценах» (mark-to-market accounting). Суть этого правила, отменённого во время Великой депрессии, в том, чтобы постоянно подавлять стоимость банковского капитала в случае, если учреждения находятся в нестабильном состоянии.
Администрация Буша упрямо игнорировала пагубность этого указа. Наконец, в начале марта 2009 года благодаря усилиям нескольких осведомленных лиц Палата представителей провела слушание, в ходе которого было чётко обозначено: правило необходимо отменить. Регуляторы получили сообщение и отменили деструктивный указ, который угрожал самому существованию банковской системы США. Это положило конец ужасному «медвежьему» рынку, который израсходовал средние акционерные фонды почти на 60%. Последовавший за ним «бычий» рынок продолжается по сей день.
Весь этот печальный эпизод подтверждает недооценённую прописную истину: правительства, а не свободные рынки, приводят к экономическим катастрофам.