Создатели мира криптовалют: Кому биткоин обязан успехом

Кто они — люди, без ко­то­рых был бы невоз­мо­жен мир крип­то­ва­лют.

Создатели мира криптовалют: Кому биткоин обязан успехом

Крип­то­ва­лю­ты — яв­ле­ние на стыке сразу несколь­ких об­ла­стей, и имен­но по­это­му мно­гим так слож­но в них разо­брать­ся. Даже сам тер­мин боль­ше за­пу­ты­ва­ет, чем про­яс­ня­ет. Впро­чем, с дру­гой сто­ро­ны, имен­но в этом и сила циф­ро­вых валют.

При об­суж­де­нии крип­то­ва­лют нас может ин­те­ре­со­вать мне­ние трех типов спе­ци­а­ли­стов: это крип­то­гра­фы или спе­ци­а­ли­сты по ком­пью­тер­ным на­у­кам, крип­то­анар­хи­сты и спе­ци­а­ли­сты по фи­нан­сам, при­чем каж­дый из них имеет соб­ствен­ный взгляд на про­бле­ма­ти­ку.

Первая волна: Криптографы и компьютерщики

Бит­ко­ин был изоб­ре­тен и раз­ра­бо­тан бле­стя­щим уче­ным Са­то­си На­ка­мо­то. Его на­сто­я­щее имя ни­ко­му не из­вест­но, но бес­спор­но, что это ис­клю­чи­тель­но опыт­ный в крип­то­гра­фии и раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния че­ло­век (или груп­па людей).

Крип­то­гра­фия — до­воль­но эк­лек­тич­ная дис­ци­пли­на, где вос­тре­бо­ва­ны ма­те­ма­ти­че­ские спо­соб­но­сти и на­вы­ки про­грам­ми­ста. Судя по всему, Са­то­си — от­лич­ный крип­то­граф и ин­фор­ма­тик, и это поз­во­ли­ло ему найти ре­ше­ние давно му­чив­шей мно­гих за­да­чи.

Про­бле­ма пе­ре­да­чи цен­но­стей между не до­ве­ря­ю­щи­ми друг другу сто­ро­на­ми го­да­ми за­ни­ма­ла самые бле­стя­щие умы — изоб­ре­те­ние ме­ха­низ­ма для таких тран­зак­ций, не тре­бу­ю­ще­го до­ве­рия ни­ка­ко­му аген­ту, могло бы пол­но­стью пе­ре­вер­нуть фи­нан­со­вый мир.

Ре­ше­ние Са­то­си было на­зва­но блок­чей­ном — это рас­пре­де­лен­ный ре­естр всех тран­зак­ций, не тре­бу­ю­щий от участ­ни­ков до­ве­рия друг другу или тре­тьей сто­роне. И на базе блок­чей­на был со­здан пла­теж­ный ин­стру­мент, бит­ко­ин (” BITCOIN).

О своем от­кры­тии Са­то­си на­пи­сал в спи­сок рас­сыл­ки, объ­еди­ня­ю­щий мно­гих из луч­ших ми­ро­вых крип­то­гра­фов. Среди них них был Хэл Финни, и он одним из пер­вых начал ра­бо­тать с Са­то­си. Соб­ствен­но, пер­вая бит­ко­ин-тран­зак­ция в ис­то­рии была те­стом — Са­то­си пе­ре­вел крип­то­ва­лю­ту Финни, чтобы про­ве­рить кор­рект­ность ра­бо­ты про­грам­мы.

По­сте­пен­но к про­ек­ту стали при­со­еди­нять­ся все боль­ше крип­то­гра­фов и уче­ных, а в 2012 году Са­то­си вне­зап­но исчез. Впро­чем, его со­рат­ни­ки про­дол­жи­ли раз­ра­бот­ку про­то­ко­ла.

Таким об­ра­зом, у ис­то­ков бит­ко­и­на сто­я­ли спе­ци­а­ли­сты по ком­пью­тер­ным на­у­кам и крип­то­гра­фы.

Вторая волна: Криптоанархисты

Вто­рой вол­ной эн­ту­зи­а­стов циф­ро­вой ва­лю­ты стали крип­то­анар­хи­сты — для них бит­ко­ин стал воз­мож­но­стью осво­бо­дить мир от вла­сти пра­ви­тельств и фи­нан­со­вой си­сте­мы, ос­но­ван­ной на фи­ат­ных ва­лю­тах. Эти люди были иде­а­ли­ста­ми, неже­лав­ши­ми идти на ком­про­мисс со сво­и­ми прин­ци­па­ми.

Свя­зан­ная с бит­ко­и­ном куль­ту­ра де­цен­тра­ли­за­ции и про­те­ста про­тив ис­теб­лиш­мен­та ухо­дит кор­ня­ми в это со­об­ще­ство.

Эта груп­па от­вер­га­ет любые по­пыт­ки ре­гу­ли­ро­ва­ния циф­ро­вой ва­лю­ты. Для них глав­ная цен­ность не в воз­мож­но­сти обо­га­ще­ния или в том, чтобы сде­лать бит­ко­ин об­ще­при­ня­тым пла­теж­ным сред­ством, — они рас­смат­ри­ва­ют сеть как об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние.

Крип­то­анар­хи­сты — это серд­це и душа бит­ко­и­на, и они при­ла­га­ют все уси­лия, чтобы про­ект оста­вал­ся де­цен­тра­ли­зо­ван­ным и вер­ным своим ос­но­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пам.

Третья волна: Финансисты

Где-то в конце 2013 года крип­то­ва­лю­ты при­влек­ли вни­ма­ние спе­ци­а­ли­стов по фи­нан­сам. Эта груп­па, как пра­ви­ло, менее по­ли­ти­че­ски мо­ти­ви­ро­ва­на и более склон­на идти на ком­про­мисс по таким во­про­сам, как ре­гу­ли­ро­ва­ние и на­ло­го­об­ло­же­ние — их цель со­сто­ит во все­об­щем при­ня­тии крип­то­ва­лю­ты.

И в этом фи­нан­си­сты, мно­гие из ко­то­рых сде­ла­ли себе имя на Уо­лл-стрит, до­би­лись боль­ших успе­хов — c их по­мо­щью бит­ко­ин в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни внед­рил­ся в тра­ди­ци­он­ную фи­нан­со­вую си­сте­му, и, как след­ствие, цен­ность циф­ро­вой ва­лю­ты воз­рос­ла.

Неко­то­рые из них, на­при­мер, близ­не­цы Уин­кл­восс, пы­та­лись со­здать для обыч­ных ин­ве­сто­ров воз­мож­ность вло­жить­ся в бит­ко­ин, и, хотя их за­яв­ка о со­зда­нии бир­же­во­го фонда (ETF) в этом году была от­кло­не­на, они уже об­жа­ло­ва­ли это ре­ше­ние. Кста­ти, недав­ние кад­ро­вые пе­ре­ста­нов­ки в Ко­мис­сии по цен­ным бу­ма­гам и рын­кам могут ока­зать­ся им на руку.

Дру­гой при­мер — это Барри Силь­берт, ос­но­вав­ший Currency Group, пол­но­стью или ча­стич­но вла­де­ю­щую несколь­ки­ми важ­ны­ми ком­па­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с бит­ко­и­ном, в част­но­сти, Grayscale Investments, ко­то­рая спон­си­ру­ет Bitcoin Investment Trust.

Этот траст тор­гу­ет­ся на бирже с ти­ке­ром , и его сто­и­мость под­креп­ля­ет­ся зна­чи­тель­ны­ми сум­ма­ми в бит­ко­и­нах.

Когда ока­за­лось, что в су­ще­ству­ю­щих крип­то­ва­лю­тах че­го-то не хва­та­ет, на­ча­ли со­зда­вать­ся новые, на­при­мер, . Dash был ос­но­ван ин­ве­сти­ци­он­ным кон­суль­тан­том Эва­ном Даф­фил­дом, ко­то­рый понял, что в бит­ко­ине и дру­гих циф­ро­вых ва­лю­тах от­сут­ству­ет си­сте­ма мо­ти­ва­ции для участ­ни­ков сети.

В от­ли­чие от бит­ко­и­на, где пол­но­цен­ные узлы сети, хра­ня­щие пол­ные копии блок­чей­на, ни­че­го за это не по­лу­ча­ют, Даф­филд счи­тал, что за эту и дру­гую ра­бо­ту на благо сети нужно вы­пла­чи­вать воз­на­граж­де­ние.

Как след­ствие, в по­след­ние несколь­ко лет ко­ли­че­ство узлов в сети бит­ко­ин сни­жа­ет­ся, а в Dash — рас­тет.

Этим летом Ко­мис­сия по тор­гов­ле то­вар­ны­ми фью­черса­ми США одоб­ри­ла за­яв­ку ком­па­нии LedgerX, ко­то­рая обе­ща­ет за­пу­стить ле­галь­ную биржу для тор­гов­ли фью­черса­ми на бит­ко­ин, что об­лег­чит уча­стие тра­ди­ци­он­ным ин­ве­сто­рам, а также может по­слу­жить пред­по­сыл­кой к раз­ре­ше­нию ре­ги­стра­ции бир­же­вых фон­дов.

Также в ав­гу­сте стало из­вест­но, что Чи­каг­ская биржа оп­ци­о­нов (CBOE) до­го­во­ри­лась с крип­то­бир­жей о парт­нер­стве, цель ко­то­ро­го — за­пуск тор­гов­ли де­ри­ва­ти­ва­ми на крип­то­ва­лю­ты уже в 2017 году.

В конце ок­тяб­ря круп­ней­ший в мире опе­ра­тор фью­черс­ных бирж, Group, объ­явил о пла­нах по за­пус­ку тор­гов фью­черса­ми на бит­ко­ин.

Се­год­ня фи­нан­си­сты — глав­ный дви­га­тель при­ня­тия бит­ко­и­на в ка­че­стве по­все­мест­но пла­теж­но­го сред­ства. С ними в мир крип­то­ва­лют при­шли день­ги ин­сти­ту­ци­о­наль­ных ин­ве­сто­ров, и они про­дол­жа­ют со­зда­вать новые ин­стру­мен­ты для вло­же­ния в циф­ро­вые ва­лю­ты.

Многосторонний союз

Сила бит­ко­и­на со­сто­ит в том, что в раз­ви­тии про­ек­та за­ин­те­ре­со­ва­ны самые раз­ные люди.

На пер­вый взгляд может по­ка­зать­ся, что своим успе­хом крип­то­ва­лю­та обя­за­на лишь про­грам­ми­стам и крип­то­гра­фам, но это, ко­неч­но, не так — важ­ней­шую роль сыг­ра­ли также крип­то­анар­хи­сты и фи­нан­си­сты.

Ве­ро­ят­но, в бу­ду­щем в мир циф­ро­вых валют при­дут и дру­гие груп­пы вли­я­ния, и, воз­мож­но, их роли в этом мире тоже труд­но будет пред­ска­зать.