Оглавление
Криптовалюты — явление на стыке сразу нескольких областей, и именно поэтому многим так сложно в них разобраться. Даже сам термин больше запутывает, чем проясняет. Впрочем, с другой стороны, именно в этом и сила цифровых валют.
При обсуждении криптовалют нас может интересовать мнение трех типов специалистов: это криптографы или специалисты по компьютерным наукам, криптоанархисты и специалисты по финансам, причем каждый из них имеет собственный взгляд на проблематику.
Первая волна: Криптографы и компьютерщики
Биткоин был изобретен и разработан блестящим ученым Сатоси Накамото. Его настоящее имя никому не известно, но бесспорно, что это исключительно опытный в криптографии и разработке программного обеспечения человек (или группа людей).
Криптография — довольно эклектичная дисциплина, где востребованы математические способности и навыки программиста. Судя по всему, Сатоси — отличный криптограф и информатик, и это позволило ему найти решение давно мучившей многих задачи.
Проблема передачи ценностей между не доверяющими друг другу сторонами годами занимала самые блестящие умы — изобретение механизма для таких транзакций, не требующего доверия никакому агенту, могло бы полностью перевернуть финансовый мир.
Решение Сатоси было названо блокчейном — это распределенный реестр всех транзакций, не требующий от участников доверия друг другу или третьей стороне. И на базе блокчейна был создан платежный инструмент, биткоин (bitcoin” BITCOIN).
О своем открытии Сатоси написал в список рассылки, объединяющий многих из лучших мировых криптографов. Среди них них был Хэл Финни, и он одним из первых начал работать с Сатоси. Собственно, первая биткоин-транзакция в истории была тестом — Сатоси перевел криптовалюту Финни, чтобы проверить корректность работы программы.
Постепенно к проекту стали присоединяться все больше криптографов и ученых, а в 2012 году Сатоси внезапно исчез. Впрочем, его соратники продолжили разработку протокола.
Таким образом, у истоков биткоина стояли специалисты по компьютерным наукам и криптографы.
Вторая волна: Криптоанархисты
Второй волной энтузиастов цифровой валюты стали криптоанархисты — для них биткоин стал возможностью освободить мир от власти правительств и финансовой системы, основанной на фиатных валютах. Эти люди были идеалистами, нежелавшими идти на компромисс со своими принципами.
Связанная с биткоином культура децентрализации и протеста против истеблишмента уходит корнями в это сообщество.
Эта группа отвергает любые попытки регулирования цифровой валюты. Для них главная ценность не в возможности обогащения или в том, чтобы сделать биткоин общепринятым платежным средством, — они рассматривают сеть как общественно-политическое движение.
Криптоанархисты — это сердце и душа биткоина, и они прилагают все усилия, чтобы проект оставался децентрализованным и верным своим основополагающим принципам.
Третья волна: Финансисты
Где-то в конце 2013 года криптовалюты привлекли внимание специалистов по финансам. Эта группа, как правило, менее политически мотивирована и более склонна идти на компромисс по таким вопросам, как регулирование и налогообложение — их цель состоит во всеобщем принятии криптовалюты.
И в этом финансисты, многие из которых сделали себе имя на Уолл-стрит, добились больших успехов — c их помощью биткоин в значительной степени внедрился в традиционную финансовую систему, и, как следствие, ценность цифровой валюты возросла.
Некоторые из них, например, близнецы Уинклвосс, пытались создать для обычных инвесторов возможность вложиться в биткоин, и, хотя их заявка о создании биржевого фонда (ETF) в этом году была отклонена, они уже обжаловали это решение. Кстати, недавние кадровые перестановки в Комиссии по ценным бумагам и рынкам могут оказаться им на руку.
Другой пример — это Барри Сильберт, основавший digital Currency Group, полностью или частично владеющую несколькими важными компаниями, связанными с биткоином, в частности, Grayscale Investments, которая спонсирует Bitcoin Investment Trust.
Этот траст торгуется на бирже с тикером gbtc, и его стоимость подкрепляется значительными суммами в биткоинах.
Когда оказалось, что в существующих криптовалютах чего-то не хватает, начали создаваться новые, например, dash. Dash был основан инвестиционным консультантом Эваном Даффилдом, который понял, что в биткоине и других цифровых валютах отсутствует система мотивации для участников сети.
В отличие от биткоина, где полноценные узлы сети, хранящие полные копии блокчейна, ничего за это не получают, Даффилд считал, что за эту и другую работу на благо сети нужно выплачивать вознаграждение.
Как следствие, в последние несколько лет количество узлов в сети биткоин снижается, а в Dash — растет.
Этим летом Комиссия по торговле товарными фьючерсами США одобрила заявку компании LedgerX, которая обещает запустить легальную биржу для торговли фьючерсами на биткоин, что облегчит участие традиционным инвесторам, а также может послужить предпосылкой к разрешению регистрации биржевых фондов.
Также в августе стало известно, что Чикагская биржа опционов (CBOE) договорилась с криптобиржей gemini о партнерстве, цель которого — запуск торговли деривативами на криптовалюты уже в 2017 году.
В конце октября крупнейший в мире оператор фьючерсных бирж, cme Group, объявил о планах по запуску торгов фьючерсами на биткоин.
Сегодня финансисты — главный двигатель принятия биткоина в качестве повсеместно платежного средства. С ними в мир криптовалют пришли деньги институциональных инвесторов, и они продолжают создавать новые инструменты для вложения в цифровые валюты.
Многосторонний союз
Сила биткоина состоит в том, что в развитии проекта заинтересованы самые разные люди.
На первый взгляд может показаться, что своим успехом криптовалюта обязана лишь программистам и криптографам, но это, конечно, не так — важнейшую роль сыграли также криптоанархисты и финансисты.
Вероятно, в будущем в мир цифровых валют придут и другие группы влияния, и, возможно, их роли в этом мире тоже трудно будет предсказать.