Провинциальная «крипта»: как саратовские майнеры живут и добывают биткоины

В 2017-м небывалый рост криптовалюты привлек внимание к этой теме всех, начиная от террористов и наркоманов, заканчивая главами государств и создателями крупнейших социальных сетей. Истории о небывалых заработках и миллионах долларов прибыли стали сказкой XXI века. Не обошла электронная лихорадка и провинцию. Два саратовских майнера рассказали нам, как они начинали и на что надеются в будущем. Собеседники пожелали остаться анонимными: в обществе майнинг зачастую воспринимается чем-то схожим с МММ, онлайн-казино и жуликоватыми трейдерами.

Провинциальная «крипта»: как саратовские майнеры живут и добывают биткоины

Иван

— О майнинге я узнал из интернета. Как и многие другие, я начал добывать криптовалюту с июня 2017 года, когда курс резко пошел в рост. Первое время использовал специальный сервис в интернете: фактически, сдавал свое оборудование в аренду другим людям через посредника. Это было довольно несложно: поставил на компьютер программу, она сама выбирала, какую криптовалюту майнить. Вознаграждение получал в битках. Самое то для новичков. Со временем стал глубже изучать ситуацию и постепенно перешел на прямой майнинг на пулах: это когда много майнеров работают как один, а вознаграждение делят между собой.

Начинал с двух простеньких видеокарт: в июне 2017-го другие найти было сложно. Сейчас у меня их четыре. Я договорился, чтобы моя «ферма» — группа видеокарт — стояла на работе. Это существенно облегчило жизнь, ведь дома ставить такую технику довольно проблемно: она потребляет достаточно много электричества, сильно греется и шумит.

Обычно фермы устанавливают на балконах или в гаражах, где шум и жара не так докучают жильцам. А еще мне повезло с тем, что мне не приходится платить за электричество: обычно оно «съедает» от 10 до 30 процентов дохода майнера, а иногда и больше. Поэтому те, кто профессионально добывают криптовалюту, тонко настраивают фермы на наиболее выгодный режим работы.

Осенью удавалось «зарабатывать» примерно по 5-6 тысяч рублей в месяц, но сейчас, когда курс упал, доход заметно снизился. Полагаю, это временное явление.

Поначалу родные и близкие относились к моему увлечению с настороженностью. У команды КВН «Астана» была такая шутка: «Как вы относитесь к урбанизации?», «Вы знаете, неизвестное всегда пугает».

Такое же отношение было и у знакомых. Они не понимают, как криптовалюта устроена, и поэтому считают, что это пузырь, который вскоре лопнет. Даже если было бы так: я уже получил неплохой доход. А оборудование всегда можно продать геймерам. Но на деле, я думаю, заблокировать криптовалюты будет очень сложно. Это ведь не банк, который можно взять и просто закрыть. Система децентрализована, у нее нет «головного офиса», который можно было бы закрыть, она поддерживается тысячами людей по всему миру, все операции анонимны и нет никакой возможности вычислить майнера или операции по переводу криптовалюты.

Для того, чтобы переводить криптовалюту в реальные деньги, были созданы специальные обменники. Прибыль можно перечислять на интернет-кошелек или даже на обычную банковскую карту. Разумеется, обменнику придется заплатить комиссию. И, кстати, обмен всегда основывается на доверии, поэтому в этой сфере есть много мошенников. Еще около 2% от вознаграждения забирает пул — это его часть заработка.

В мире существует очень много криптовалют, более тысячи. И вслед за спросом и предложением старые и невостребованные отмирают, а вместо них появляются новые. Самые известные монеты после битка — Эфир, Зикэш, Монеро. У меня довольно слабая по меркам майнеров ферма, поэтому я сейчас выбрал для себя Монеро, ее можно добывать практически на любом оборудовании. Она также считается самой анонимной из всех. Но вообще, майнеры пристально следят за курсами и при необходимости перенастраивают фермы так, чтобы они добывали другую криптовалюту.

Вообще говоря, майнингом может заняться практически любой владелец ПК. Чтобы зарегистрировать криптовалютный кошелек, нужен только доступ к интернету. И все: никаких справок, никаких документов, никаких личных данных. При этом у тебя никогда не спросят, откуда у тебя взялись эти деньги, кому и за что ты их переводишь. Их никогда не заморозят и не спишут по решению суда. И эта система поддерживается не человеком и не корпорацией с миллиардными активами, а многими майнерами по всему миру. Поэтому она считается децентрализованной и более защищенной, чем любой банковский сейф. Рано или поздно должна появится альтернатива банкам. Я считаю, что криптовалюта станет неотъемлемой частью экономики. А владельцам банков, думаю, следует как минимум задуматься и пытаться соответствовать запросам настоящего и будущего. Вон, в Корее, например, с прошлого года майнинг используют для поддержания национальной валюты.

Говорят, что криптовалютой активно пользуются представители криминального мира, террористы, торговцы оружием. Думаю, это вполне возможно: отправления анонимны, адресата не вычислить. Если так и будет продолжаться, даже офшорные счета уйдут в прошлое. Есть даже такой слух: один крупный сайт по продаже наркотиков сообщил, что будет принимать оплату только в одной определенной криптовалюте. И после этого ее начали скупать наркоманы и, как следствие, ее курс вырос.

Кстати, по сути, биткоины вполне реальны. Изначально было известно, что их всего 21 миллион, эта цифра не меняется. Если майнинг продолжится, то к 2031 году размер вознаграждений резко сократится, а в 2040 году будут добыты все биткоины. Но есть сотни других криптовалют.

Я читал, что в городе Артем якобы по вине майнера сгорел жилой многоквартирный дом. На самом деле, это очень странно. При возведении домов учитываются строительные нормы, ставятся УЗО и автоматы. Очень маловероятно, что загорелось оборудование: когда ферма разогревается до 80 градусов, она автоматически отключается. Кроме того, одна ферма на пять хороших карт потребляет примерно 7,5 кВт энергии. Это как три масляных обогревателя, что могло загореться? Непонятно. И в новости было написано, что молодой человек убегал, держа в руках системные блоки. Но майнеры не держат оборудование в корпусах для ПК, туда не уместятся столько карт, там мало места для циркуляции воздуха. Я видел один ролик, в котором майнер рассказал, что отвел под ферму целую комнату, установил там два кондиционера и поддерживает температуру около 40 градусов.

Совет новичкам в майнинге: изучайте тематические статьи, постоянно делайте расчет окупаемости и ни в коем случае не берите кредиты. Так или иначе, майнинг — рискованное занятие. Никто вам не даст гарантий, что вы окажетесь в плюсе.

Валерий

— Впервые про криптовалюту я услышал году в 2014-м. Даже и не помню, где узнал, как воспринял. Но заниматься ей не стал. А жаль, сейчас мог уже быть миллионером. Конечно, 2017-й прошел под созвездием криптовалют, но история не терпит сослагательного наклонения.

Когда-то на Хабре я прочитал статью, в которой чувак собрал пару компов и добыл 350 биткоинов. Тогда биток стоил еще 15 долларов, майнер ждал, когда он вырастет до 100. Сейчас его курс составляет около 10 тысяч долларов, а в 2017-м доходил почти до 20 тысяч.

В августе 2016 года коллега по работе скинул мне статью про майнинг, но дозрел я только к февралю 2017-го. В марте купил первую видеокарту, хотя уже тогда они были в дефиците. Начинал майнить ETC (Etherium Classic). Летом и осенью докупил еще шесть карт и стал добывать , Ubiq, Music. Сейчас я перешел на (в народе Эфир), потому что понял, что это самая перспективная монета из всех. Криптовалюты все отличаются технологиями, которые за ними стоят. Я не вдавался в технологические подробности, думаю, 90% майнеров тоже так делают.

У меня нет домика в деревне, где электричество подешевле, и нет гаража у дома, куда можно было поставить ферму. Я — «кухонный» майнер. Все оборудование стоит в спальне, с мая 2017-го мы спим с открытой балконной дверью, а сам балкон не застеклен. И даже в минус 20 мы открываем дверь, иначе ферма сильно греется.

В оборудование я вложил уже около 200 тысяч рублей. Сейчас калькуляторы говорят, что выхлоп составляет около 300 долларов в месяц. Часть денег я потратил на ремонт в квартире.

Начиная с января, рынок криптовалюты сильно просел, добыча снизилась. Это понятно — рынок искусственно нагрели, раздули. Но многие считают, что курсы выправятся через пару месяцев. А к концу года ждут, что цены взлетят выше, чем в декабре 2017-го.

Кстати, зарабатывать можно не только на майнинге. Курсы криптовалют постоянно изменяются, поэтому можно покупать монеты, ждать более выгодной цены и продавать. Или же можно добывать монеты впрок, чтобы потом продать. Собственно, я так и делаю. Но пару раз приходилось выводить деньги – жить-то надо на что-то. Но есть и другие примеры. Я знаю одного человека, который владел десятком ферм: летом он не знал, куда девать деньги. Он просто не успевал их выводить!

Прообраз майнинга появился еще лет 10 назад, когда несколько лабораторий, которые вели исследование в области генетики, решили объединить мощности своих компьютеров, чтобы быстрее и эффективнее искать решения задачи. К ним присоединились и студенты. Но тогда никакого вознаграждения не было — все работало на идею.

Если очень сильно упростить, то майнинг — это использование мощностей техники пользователя под расчеты для какого-то проекта. За это майнер получает вознаграждение в виде монет (токенов, криптовалюты). Через какое-то время курс меняется и монеты продаются.

Сама технология выглядит намного сложнее, но ее можно применять в разных областях. Например, с помощью нее можно организовать кристально честные выборы. То есть если человек проголосовал за конкретного кандидата или партию, то его решение уже ничто не изменит, его нельзя будет сфальсифицировать или подтасовать. И уж в нашей стране нашлось бы порядочное количество энтузиастов, которые согласились бы использовать свою технику, чтобы подтверждать истинность факта голосования.

Ранее в правительстве России заявляли, что стране нужен крипторубль. Но для чего — непонятно. Для того, чтобы государственная криптовалюта существовала, надо, чтобы майнеры были финансово заинтересованы в этом, а предпосылок к этому нет.

В теории, все пользователи ПК с видеокартой, которая подходит по техническим требованиям, могут заниматься майнингом. Но людям, которые не разбираются в компьютерах на уровне «сам разобрал, собрал, поставил систему», я бы советовал вообще не лезть в это дело. Они никогда не смогут нормально контролировать свои мощности, им придется нанимать людей со стороны, а окупаемость будет очень долгой. Кроме того, оборудование стоит недешево.

Сейчас рынок упал, выхлоп не такой большой. Криптоэнтузиасты стали меньше покупать видеокарты, они появились в свободной продаже, но цена на них заоблачная. Если в начале 2017-го можно было купить AMD RX470 за 12-13 тысяч рублей, то теперь эти карты стоят 35 тысяч.

В сентябре-октябре, когда был такой же спад, они стоили 23-25 тысяч. Тем, кто все-таки хочет заниматься майнингом, я бы посоветовал почитать статьи, может, пройти обучение. И, по-хорошему, этому направлению надо уделять много времени, некоторым даже приходится бросать работу ради этого.

Банк России не признает криптовалюту, говорят, ее даже пытаются запретить. И я испытываю лютую ненависть к этим людям, которые пытаются приравнять майнинг к неному предпринимательству. В Белоруссии создаются все условия, чтобы люди занимались добычей криптовалюты, а у нас — все ровно наоборот. Если законы примут, думаю, многие будут искать, как их обойти.

Противники майнинга говорят, что криптовалютой пользуются территористы и торговцы оружием. Но они также пользуются и долларами, что же теперь, их тоже запретить?