Оглавление
Запретить нельзя разрешить
«Оффшор» в широком смысле слова – юрисдикция, в которой отсутствует либо ослаблено налогообложение, упрощены требования к сдаче отчетности, к прохождению аудиторских проверок и так далее.
- Есть оффшоры, где от компании требуется только раз в год платить регистрационный сбор порядка тысячи долларов. Таких компаний зарегистрированы миллионы, они генерируют основной доход государства-оффшора.
- Есть так называемые оншоры, где действуют обязательные требования к сдаче отчетности, к ведению документации, бухгалтерии, аудиту, только налог меньше, чем в стандартной юрисдикции (например, Гонгонг, Кипр).
Понятие «криптовалютный оффшор» довольно номинальное, так как криптовалюта пока нигде, кроме Японии, не регулируется как платежное средство. В Америке в некоторых штатах есть законы, запрещающие обменивать криптовалюту на фиатные деньги без лицензии. А в штате Вашингтон власти ввели жесткий мораторий на все, что связано с криптовалютой. Даже компании ShapeShift и Coinbase ушли оттуда, несколько других крупнейших бирж перестали обслуживать этот штат.
Подобные запреты не идут на пользу ни государству, ни экономике. В этих штатах живут люди, которые пользуются криптовалютой. Одним компаниям запретили их обслуживать? Пользователи найдут другие либо просто передут в другой штат, в другую страну.
Я считаю, что любое правовое регулирование в отношении криптовалютного мира должно вводиться либо для улучшения текущего положения дел, либо с расчетом на будущее. Запретительные меры дадут обратный эффект: криптовалюта будет только быстрее развиваться, а те, кто у себя ее запретил, окажутся откинуты назад.
Эта наша новая реальность, и она перевернула сознание людей. Поэтому мы и наблюдает такой бурный рост крипты. Мне кажется, что через три, максимум пять лет, на земле не останется человека, который не пользуется криптовалютой. И банки тоже перейдут на эту технологию.
Блокчейн и крипта
Есть еще одно замечание: надо разделять «технологию блокчейн» и «криптовалюту». Первое – это именно технология. Ее нельзя регулировать. Ее можно развивать, можно изучать, преподавать в вузах. В России на технологию блокчейн смотрят очень позитивно. Скорее всего, ее внедрят в банковскую практику, реестры недвижимости и так далее.
А вот криптовалюту у нас пока побаиваются, потому что все кошельки неидентифицируемы и контролировать их невозможно. Поэтому официальные чиновники думают так:
«Зачем вы вкладываетесь в биткоины? Они ведь ничем не обеспечены, если вдруг упадут до нуля, никто вам ничего не компенсирует. Другое дело – рубль. Его стабильность гарантирована Центробанком РФ».
Конечно, сегодня официальных легитимных криптовалютных бирж мало. Есть в Люксембурге с местной лицензией. Есть несколько крупных бирж в Японии. Но проблема японских бирж в том, что там доступны для обмена только биткоины и эфириум.
Также я бы назвал официальными, легитимными те биржи, которые меняют криптовалюту на криптовалюту (без фиатных денег). Потому что нигде в мире нет закона, запрещающего обменивать криптовалюту на криптовалюту.
Товар или платежное средство?
Россия сейчас стоит на перепутье. Как я понимаю, запрещать криптовалюту не хотят, но и закон о криптовалютном регулировании, вопреки ожиданиям, до конца этого года не появится.
Я недавно читал интервью с Элиной Сидоренко, руководителем рабочей группы, разрабатывающей этот закон, и, как я понял, пока нет концепции и решения, в каком направлении двигаться:
- То ли пойти по пути Японии, легализовать биткоин как платежное средство и ввести новое понятие «криптовалюта».
- То ли отнести криптовалюту к уже текущему законодательству и назвать ее имуществом, товаром.
Введение нового понятия ляжет огромной нагрузкой на весь аппарат Госдумы, так как его придется интегрировать во все действующие законы, во все кодексы. Это колоссальная по времени и трудозатратам работа.
Что именно сделала Япония
Они разделили понятия «виртуальная валюта» и «криптовалюта».
- Есть «фиатные деньги» – рубли, доллары, евро, йены, которые хранятся в банках, имеющих лицензию.
- Есть «электронные деньги» – Qiwi, Webmoney, «Яндекс.Деньги». В России, чтобы работать с электронными деньгами, надо иметь разрешение от Центробанка. В Японии так же.
- Есть «криптовалюта». В Японии есть. А в России пока не знают, куда отнести биткоин. В Японии его сделали платежным средством. Я не думаю, что Россия пойдет по этому пути. Скорее всего, биткоин отнесут к товару и будут облагать налогом. Хотя если бы его признали платежным средством, то это могло бы послужить толчком для развития экономики, исчезла бы такая сильная привязка к доллару.
Миллиарды для России или мимо?
Давайте пофантазируем, что будет, если Россия примет два основных закона, облегчающих криптовалютное регулирование.
- Первый определит минимальные требования, обладая которыми человек или компания могут открыть криптовалютную биржу, криптовалютный обменник или стать криптовалютным брокером. Можно даже разделить эти понятия, например, криптовалютных брокеров отнести к фондовым брокерам и к форекс дилерам. Криптовалютные обменники и биржи выделить еще в какие-то категории.
- Второй закон признает криптовалюту платежным средством и гарантирует, что на три года транзакции не будут облагаться никаким налогом. И вот тогда Россия станет действительно криптовалютным оффшором, который привлечет если не миллионы, то сотни тысяч блокчейн-стартапов.
Когда сотни тысяч стартапов привлекут в Россию деньги миллиарда человек, которых они охватят своими сервисами, продуктами, услугами, тогда российская экономика накачается деньгами со всего мира, как это делает сегодня экономика Великобритании.
В Англии просто есть очень лояльные законы. Любой человек, необязательно гражданин или резидент, может получить лицензии, позволяющие ему заняться процессингом банковских карт по всему миру.
Если его оборот будет менее 3 млн евро в месяц, ему не понадобится даже начальный капитал. И вот такие малые компании, зарегистрированные в Великобритании, обслуживают сегодня около 30% мирового эквайринга. Это колоссальные цифры. Великобритания живет в том числе за счет этого.
Сейчас Япония признала криптовалюту платежным средством, подобные законы готовят Маврикий, Филиппины, Австралия. На очереди Люксмбург, Щвейцария. Если России ничего не сделает до середины, максимум, до конца 2018 года, то гонка за статус криптовалютного оффшора будет проиграна. К тому времени 10-15 юрисдикций легализуют криптовалютную деятельность, криптовалютные биржи, и все финансы опять пройдут мимо нас.