Цифровые технологии сегодня ворвались в финансовый сектор. Приход их порой настолько стремителен, что зачастую разобраться во всех аспектах, спрогнозировать ближайшее будущее банковского сектора бывает непросто. Вчера в Минске эти темы обсуждали участники Международного форума «БанкИТ'2017», который давно уже стал событием регионального масштаба.
Как полагает глава Национального банка Павел Каллаур, сейчас банковскую систему на новый уровень выводит ставшая реальностью технология блокчейн. Она позволила рационализировать и сделать более безопасными операции по формированию и использованию реестров информации. При этом за счет упрощения процедур выигрывают и клиенты, и банки — снижая свои операционные расходы. Первый опыт практического использования технологии блокчейн в банковской системе нашей страны был связан с возможностью передачи информации о выданной банковской гарантии и непосредственно самой банковской гарантии. По словам главы Нацбанка, планируется внедрение технологии блокчейн и на фондовом рынке для формирования реестра операций по ценным бумагам.
А вот с криптовалютами все оказалось намного сложнее. Как сказал П.Каллаур, Нацбанком вопрос разрешения расчетов в таких деньгах за товары, работы, услуги на территории страны, в принципе, не рассматривается:
«Другие вопросы правового регулирования использования криптовалют финансовыми институтами, предприятиями и населением страны находятся сейчас в стадии проработки государственными органами и экспертным сообществом».
Глава Нацбанка рассказал и о том, каких событий следует ждать в денежно–кредитной системе страны. По его словам, после снижения ставок на денежном рынке мы наблюдаем ситуацию, когда и у предприятий, и у населения появляется возможность брать кредиты по более низким процентным ставкам. Процентные ставки по кредитам для физлиц уже практически сравнялись с кредитами для юрлиц — около 12% годовых.
Еще одна важная задача, которая немало заботит руководство Нацбанка, — увеличение золотовалютных резервов до 8 — 8,5 млрд долларов. Регулятор планирует сделать это в течение ближайших двух лет, причем золотой запас страны будет расти именно за счет увеличения экспорта. Потенциал здесь есть: он оценивается в 1 — 1,5 миллиарда долларов в год.