Приложения-мессенджеры зарекомендовали себя как эффективные платформы для платежей: посмотрите на триллионы, которые люди тратят посредством wechat в Китае. Но способны ли мессенджеры так же эффективно работать с криптовалютами? Создатели telegram братья Павел и Николай Дуровы намерены получить ответ на этот вопрос. Если он окажется положительным, то Дуровы сумеют в большей или меньшей степени создать цифровой эквивалент автономной экономики.
Пока ни одна попытка превратить биткоин и его аналоги в удобное и общепринятое платёжное средство не увенчалась успехом. Медленная обработка транзакций и высокие комиссии делают непрактичным использование криптовалют в качестве расчётного средства (если только речь не идёт о покупке наркотиков или оружия в даркнете). Даже если биткоин, эфириум или другая криптовалюта решат проблему масштабируемости, число их пользователей пока слишком мало, чтобы привлечь крупных розничных торговцев.
Идея Дуровых, которую они собираются опробовать в ходе крупнейшего в истории ico на $1,2 млрд., состоит в том, чтобы создать цифровую валюту для экосистемы, у которой уже есть 170 млн. пользователей. По их оценкам, в первом квартале этого года число пользователей увеличится до 200 млн.
Если и есть новое ICO, на которое стоит обратить внимание, то это токенсейл Telegram. Павел Дуров — открытый либертарианец, и его план создания Telegram Open Network выглядит как проект своего рода «цифровой нации» на основе контингента пользователей Telegram.
Николай Дуров, главный технический разработчик Telegram и ведущей российской социальной сети «вКонтакте», обещает создать бесконечно масштабируемую версию блокчейна — распределённого реестра, лежащего в основе всех криптовалютных проектов. Однако white paper братьев не содержит подробных сведений о реализации этого замысла, что вызывает скепсис со стороны таких экспертов, как Чарльз Нойес из Pantera Capital. Склонность Дуровых к секретности и их русские корни вызывают вполне понятные опасения в том, что российские спецслужбы могут иметь доступ к программному коду и данным Telegram или получить его позже. Основная команда мессенджера базируется в Дубае, но в ходе недавнего судебного разбирательства бывший сотрудник Дуровых заявил, что частично разработка проекта происходила в Санкт-Петербурге (сами братья это отрицают).
Однако в мои намерения не входит давать советы инвесторам. Возможно, у Дуровых ничего не получится, и их мессенджер Telegram — изощрённый кремлёвский заговор. Это не делает их фундаментальное видение менее интригующим.
Представьте приложение-мессенджер, которое служит паспортом для всей полуавтономной экономики. Изначально пользователь идентифицируется посредством копии выданного государством удостоверения личности. Эта копия хранится в зашифрованном виде и доступна только своему владельцу, однако цифровое удостоверение имеет широкое применение во всей экосистеме. На сегодняшний день у сообщества есть собственная социальная сеть в форме каналов Telegram, но встроенная криптовалюта и платформа смарт-контрактов позволят владельцам каналов продавать рекламу не таким узкоспециализированным образом, как сейчас. Пользователи смогут просматривать сайты анонимно, через прокси-сервер, встроенный в систему. Кроме того, они получат доступ к инструментам, позволяющим мгновенно переводить грамы (grams) — цифровую валюту сети — другим пользователям и присутствующим в сети компаниям, а также обменивать грамы на фиатную валюту. Дуровы обещают, что процесс будет достаточно простым для людей, не обладающих глубокими техническими познаниями.
Для того чтобы стать полноценными «цифровыми нациями», возникающим сейчас системам не хватает правительства (хотя кому нужно ещё одно?) и социальных гарантий (хотя система защиты может быть внедрена в добровольном порядке). Располагая собственным механизмом идентификации, монетарной системой, СМИ, а также «населением», численность которого превосходит население большинства стран, такая «цифровая нация» может — по крайней мере теоретически — привлечь внимание субъектов экономической деятельности и развить мощную экономику.
Следует признать: нет никаких гарантий того, что у системы платежей через мессенджер возникнет крупная пользовательская база. Эта схема хорошо показала себя в Китае, но не в США: немногие американцы регулярно переводят деньги посредством платёжной системы, встроенной в facebook Messenger. На Западе традиционные системы платежей и банки настолько укоренились в повседневной действительности, что люди не слишком нуждаются в альтернативах.
Однако Telegram намерен пойти дальше, чем WeChat или Facebook. Поскольку пользователи будущей системы сохранят инкогнито для внешнего мира, Telegram станет популярен среди людей, не желающих привлекать внимание налоговой службы или компаний, продающих рекламодателям данные. Существует риск преследования со стороны регуляторов, но, учитывая, что эти органы не спешат с запретительными мерами в отношении криптовалют, речь о непосредственной опасности, вероятно, не идёт.
Впрочем, не стоит считать, что пользователи Telegram сразу же поддержат план Дуровых: возможно, большинству просто нужен удобный мессенджер. Тем не менее это самый амбициозный проект из всех, что мы видели со времён появления Facebook.
Могут возникнуть многочисленные технические, юридические и психологические сложности, но все блокчейн-проекты по природе своей связаны с риском, поскольку технология и её прикладные аспекты развиваются с огромной скоростью. Дуровы никогда не пытались монетизировать Telegram. Сложно сказать, что ими движет: высокомерие или прозорливость. ICO даст им достаточно средств, чтобы идти к мечте. Будет жаль, если они не получат шанс воплотить её в жизнь.
Оригинал этой статьи Леонида Бершидского — журналиста, политического аналитика, бывшего главного редактора Slon.ru — опубликован Bloomberg.