Предлагаем вам перевод статьи Майкла Джея Кейси, председателя консультативного совета CoinDesk. Он 18 лет проработал в Wall Street Journal и теперь участвует в инициативе по цифровым валютам MIT Media Labs, а также консультирует бизнес по проблемам и возможностям криптовалют. Статья отражает субъективную позицию автора.
На прошлой неделе эфириум столкнулся с очередной проблемой на своём длинном пути от алгоритма Proof-of-Work (POW) к proof-of-stake (POS), тогда как в других уголках криптомира POS уже давно стал реальностью.
При этом в сообществе довольно мало дискуссий о последствиях перехода на POS, который по сути создаст новую финансовую модель, что в свою очередь приведёт к новым проблемам регулирования и безопасности.
Если взглянуть на это сквозь призму традиционных финансов, то модель консенсуса, в которой вознаграждение за блок зарабатывают на основе ставки (stake) в криптовалюте чем-то напоминает получение процентов по депозиту. И когда третьи стороны начинают предоставлять «ставку как сервис» от имени держателей монет (которые доверили им свои средства), то это уже напоминает банк.
Такая перспектива вполне обосновано тревожит «традиционалистов» в криптосообществе. Это одна из причин, почему они выступают против перехода других монет на POS, мотивируя это возможной централизацией сети и снижением безопасности. И хотя lightning network и другие решения второго уровня могут помочь биткоину и другим монетам решить проблемы масштабируемости, в POW остаются проблемы экологии и эффективности алгоритма.
Из 19 ведущих блокчейн-проектов, рассмотренных в Crypto-Economics Explorer, три (cardano, Dash и qtum) используют PoS, а еще три (EOS, Lisk и Tron) используют DPOS (Delegated Proof-of-Stake). Четыре из шести этих проектов входят в топ-15 криптовалют на CoinMarketCap с общей капитализацией в $6 млрд. на момент публикации.
Если бы мы добавили в эту группу эфириум и Tezos, ещё один известный проект, работающий на разновидности POS, то совокупная рыночная капитализация сетей на POS составила бы $18,8 млрд. Да, это всё ещё менее трети общей капитализации биткоина ($64 млрд.) Тем не менее, эту вселенную POS нельзя игнорировать.
Я не задумывался над этим, пока не встретил тред в Твиттере от Майи Зехави, в котором она оценивала аспекты отчёта Европейского управления по ценным бумагам и рынкам о регулировании криптоактивов. Зехави указала на то, что в будущем возникнет необходимость в биржах, которые будут явно информировать клиентов о использовании их средств в качестве ставки.
Это заставило меня задуматься о том, насколько привлекательным является размещение ставок для бирж, торгующими POS-монетами. Если это происходит без согласия пользователей, то такую практику определенно следует прекратить. Вместе с тем сама идея дать своим клиентам возможность получать доход от своих неактивных монет (и брать комиссию за это) может стать привлекательной для обеих сторон.
Биткоин-упопия, в которой каждый «сам себе банк» — это главная цель с точки зрения децентрализации (и безопасности). Но миллионы людей служат доказательством того, что они вполне счастливы, если застрахованное третье лицо отвечает за хранение их денег. Это подтверждает успех Coinbase и других подобных платформ. Теперь добавьте к этому перспективу того, что эта биржа будет управлять вознаграждениями в системе POS от имени своих клиентов. Очень вероятно, что многие люди согласятся на это.
Существует безусловный эквивалент: большая часть сбережений в долларах, евро, иенах и всех других традиционных валютах находится либо на процентных банковских счетах, либо в фондах. Люди находят более удобным и эффективным объединение своих денег, и когда кто-то принимает решения об инвестициях вместо них.
Назад в будущее
Но подождите секунду. Разве мы не воссоздаем старый банковский мир? Может быть.
Как отмечает Виктор Бунин из Token foundry, если «POS как сервис» станет настолько популярным, что почти все монеты будут постоянно находиться у надёжных хранителей, то вполне можно представить, что эти организации будут выпускать торгуемые депозитарные «расписки» на основе имеющихся у них монет.
Учитывая небольшую вероятность того, что все пользователи одновременно заберут свои активы из этого учреждения, то эти «расписки» будут торговаться по номиналу. Это может означать, что они будут рассматриваются как единица обмена, эквивалентная стоимости депонированных монет.
«Поздравляю!» — пишет Бунин. «Мы прошли полный цикл переизобретения частичного резервирования! Теперь у вас есть актив и финансовый инструмент, который претендует на этот актив».
Любой, кто изучал историю банковского дела (в частности, системные риски и паники, которые привели к кризисам в нашей финансовой системе), и кто видел действия правительства на крипторынке «во имя защиты прав потребителей», поймут, что этот сценарий неизбежно приведёт к ещё одному уровню регулирования.
Сейчас самое время подметить эту тенденцию. Вместе с работой над децентрализованными биржами и атомарными свопами, которые защищают пользователей от рисков централизованных бирж, разработчикам также стоит обратить внимание на сами системы POS.
Как отметила инвестор Арианна Симпсон, система «ставки как сервис» уже набирает обороты, а первые игроки получают большую прибыль. Настало время выяснить, что это значит для криптовалют.