В конце августа гибралтарская финансовая компания wavecrest Holdings Limited, с которой работают 75% платежных блокчейн-стартапов, объявила о прекращении выпуска предоплаченных пластиковых и платежных биткоин-карт для всех, кроме граждан стран ЕС. Более того, с 15 октября 2017 года прекратится обслуживание действующих карт, выпущенных для нерезидентов Евросоюза.
Как считает сооснователь криптобанка Wirex Дмитрий Лазаричев, в перспективе это может привести к оттоку активных пользователей блокчейн-проектов, работавших с WaveCrest.
“Эмитировать предоплаченную карту несколько проще, чем обычную дебетовую или кредитную. Через WaveCrest было возможно выпустить предоплаченную пластиковую карту на территории другого государства. Это и повлияло на популярность данного вида карт. Но что-то пошло не так. Пока рынок не обращал на себя пристального внимания локальных регуляторов, все работало. Как только местные регуляторы попросили раскрыть информацию по плательщикам этих карт, было принято решение свернуть деятельность”, — объяснил он.
Под ограничения попали и бивалютные биткоин-карты.
“Никаких инсинуаций в отношении криптовалютных проектов, просто неприятный побочный эффект”, — отметил Лазаричев.
Из-за решения WaveCrest около двух десятков платежных блокчейн-стартапов столкнулись с проблемой поиска нового партнера. В их числе оказались Wirex, xapo, а также проекты, проводившие ico этим летом: Monaco, Tokencard, TenX, собравшие в совокупности более $88 млн.
Для своих пользователей компания Wirex анонсировала предзаказ на новые бесконтактные карты, которые будут работать не только в странах ЕС, но и на территории других стран Европы, Азии, Америки и Африки.
“WaveCrest был “первопроходцем” на крипторынке. Сейчас существуют альтернативные варианты в США, Гонконге и других юрисдикциях, на которые точно так же распространяются местные ограничения. Интеграция с каждым из этих партнеров займет от двух до трех месяцев без учета предварительно выстроенных бизнес-связей. Но это только отчасти решает проблему, так как альтернативные варианты предлагают свои услуги на локальной территории. Таким образом, для “покрытия всего мира” платежному блокчейн-сервису необходимо в нынешних реалиях договориться с финансовым институтом в каждой стране желаемого присутствия, что может занять пару-тройку лет при полном наличии ресурсов. Это условие существенно усугубляет положение новых компаний, у которых нет налаженных связей и партнерских соглашений в финансовой отрасли, за которыми не стоят крупные финансовые группы”, — пояснил Дмитрий Лазаричев.
По его прогнозам, после 15 октября 2017 года, когда обслуживание карт прекратится в большинстве стран, некоторые из проектов решат проблему кардинально, закрыв бизнес и распродав базу пользователей. Другие стартапы откажутся от первоначальной стратегии развития и адаптируются под существующие реалии.
“Компании, которые не найдут неординарного, кардинально отличающегося от классического перебора финансовых партнеров решения, подключат по две-три страны к концу года. Это, конечно, не сможет обеспечить потребностей их пользователей. Пользователи начнут искать наиболее удобный для них вариант — локального оператора биткоин-карт либо оператора, нашедшего способ обслуживать биткоин-карты по всему миру. Как следствие, в зависимости от лояльности клиентов, компании почувствуют отток активных пользователей уже в ноябре, а к концу года он может составить 30-35%”, — резюмирует Дмитрий Лазаричев.
Ранее о проблеме с запретом использования предоплаченных карт своих пользователей оповестил сингапурский проект TenX.