Оглавление
Та же причина, которая делает криптоактивы столь привлекательными, делает их также опасными.
Независимо от того, растет ли стоимость биткоина или она падает, люди во всем мире задают один и тот же вопрос: в чем собственно заключается потенциал криптоактивов?
Технология, стоящая за этими активами (в том числе блочная цепь), представляет собой замечательное достижение, которое может революционизировать многие сферы за пределами финансов. Например, она может содействовать расширению доступа к финансовым услугам благодаря предоставлению новых, недорогих методов платежей для тех, у кого нет счетов в официальных банковских учреждениях, и в результате наделить правами и возможностями миллионы людей в странах с низкими доходами.
Возможные преимущества также подтолкнули некоторые центральные банки к рассмотрению идеи выпуска цифровых валют центральных банков.
Но прежде чем мы достигнем этого, необходимо сделать шаг назад и понять опасность, сопряженную с этими многообещающими возможностями.
Опасность криптоактивов
Та же причина, которая делает криптоактивы (или то, что некоторые люди именуют криптовалютами) столь привлекательными, делает их также опасными. Эти цифровые средства обычно построены децентрализованным образом и не нуждаются в центральном банке. Это позволяет операциям с криптоактивами иметь элемент анонимности, во многом подобно операциям с наличными деньгами.
В итоге возникает новый, потенциально масштабный механизм для отмывания денег и финансирования терроризма.
Один недавний пример раскрывает масштабы проблемы.
В июле 2017 года в рамках международной операции под руководством США был закрыт AlphaBay, крупнейший нелегальный онлайн-рынок в интернете. В течение более двух лет через AlphaBay по всему миру продавались запрещенные наркотики, хакерские инструменты, оружие и токсичные химикаты. До закрытия сайта через эту платформу прошло более 1 млрд долларов в форме криптоактивов.
Безусловно, отмывание денег и финансирование терроризма является лишь одним аспектом угрозы. Другим аспектом является финансовая стабильность. Быстрый рост криптоактивов, чрезвычайная изменчивость цен сделок с ними, и неопределенные связи с традиционным финансовым миром легко могут создать новые факторы уязвимости.
Поэтому нам требуется разработать основы финансового регулирования для решения усложняющихся задач. Многие организации уже приступили к этой работе.
Одним положительным примером является Совет по финансовой стабильности (СФС), который изучает, какие новые правила необходимы, чтобы учесть достижения в сфере финансовых технологий. Другим служит Целевая группа по финансовым мероприятиям (ФАТФ) — международный орган, который устанавливает стандарты для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. ФАТФ уже предоставляет странам полезные рекомендации по решению вопросов, касающихся криптовалют и иных электронных активов.
МВФ также ведет работу по решению этих проблем. Пресечение отмывания денег и борьба с финансированием терроризма является частью работы МВФ на протяжении последних 20 лет. Опираясь на стандарты, установленные ФАТФ, мы провели 65 оценок систем регулирования стран и оказали помощь по развитию потенциала 120 странам. Наши усилия были направлены на помощь нашим государствам-членам в преодолении угрозы незаконных финансовых потоков.
Но мы признаем, что необходимо сделать больше, чтобы обуздать возникающую угрозу, создаваемую криптоактивами, и обеспечить стабильную финансовую систему. С чего мы можем начать?
Битва с огнем с помощью огня
Нам необходимо сосредоточиться на мерах политики, которые обеспечивают добросовестность финансовых операций и защиту потребителей в криптомире так же, как это делается в традиционном финансовом секторе.
Более того, те же самые нововведения, на которые опираются криптоактивы, могут также помочь нам их регулировать.
Иными словами, мы можем бороться с огнем с помощью огня.
Технологии регулирования и технологии надзора могут способствовать изгнанию криминальных элементов из криптомира.
Для совершенствования и внедрения этих достижений потребуются годы. Два примера показывают перспективы применения этого подхода в долгосрочном плане.
- Технология распределенного реестра (ТРЕ) может использоваться для ускорения обмена информацией между участниками рынка и с органами регулирования. Те стороны, которые разделяют интерес к поддержанию безопасности и надежности проводимых онлайновых операций, должны быть в состоянии беспрепятственно взаимодействовать между собой. Технология, позволяющая мгновенно проводить операции на мировом уровне, может потенциально использоваться для создания реестров стандартной, проверенной информации о клиентах вместе с цифровыми подписями. Более совершенное использование данных органами государственного управления может также высвободить ресурсы для их использования на приоритетные нужды и уменьшить уклонение от налогов, в том числе уклонения, связанного с трансграничными операциями.
- Биометрические данные, искусственный разум и криптография могут использоваться для повышения цифровой безопасности и выявления подозрительных операций почти в реальном времени. Это даст правоохранительным органам дополнительные возможности для оперативных действий по борьбе с незаконными операциями. Это один из способов, который поможет нам устранить «загрязнение» из экосистемы криптоактивов.
Нам также необходимо обеспечить, чтобы те же самые правила применялись для защиты потребителей как в цифровых, так и в нецифровых операциях. Комиссия по ценным бумагам и биржам США и другие органы регулирования в странах мира сейчас применяют те же законы к некоторым первичным размещениям монет (криптовалюты), что и к предложениям обычных ценных бумаг. Это помогает повысить степень прозрачности и предупредить покупателей о потенциальных рисках.
Но ни одна страна не может решить эту проблему в одиночку.
Непременное международное сотрудничество
Для того чтобы все эти усилия были подлинно эффективными, потребуется тесное международное сотрудничество. Поскольку криптоактивы не знают границ, система их регулирования также должна быть глобальной.
Например, успешное закрытие AlphaBay, стало результатом сотрудничества Европола и правоохранительных органов США, Таиланда, Нидерландов, Литвы, Канады, Соединенного Королевства и Франции.
Странам необходимо будет принять коллективное решение о целесообразности следования этим путем. Тот факт, что Группа 20-ти пришла к соглашению о вынесении вопроса о криптоактивах на повестку дня ноябрьского саммита в Аргентине, вселяет надежды.
МВФ будет играть свою роль в этих усилиях. Учитывая, что в число наших членов входят почти все страны мира и принимая во внимание наш глобальный экспертный потенциал, в том числе в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, у нас есть уникальные возможности, чтобы выступать в качестве форума для поиска решений в развивающемся пространстве криптоактивов.
Каковы дальнейшие перспективы криптомира?
Волатильность криптоактивов вызывает жаркие дискуссии относительно того, не являются ли они мыльным пузырем, просто еще одним преходящим увлечением, или они представляют собой революцию, эквивалентную наступлению эры интернета, которая взорвет весь финансовый сектор и со временем приведет к замене фиатных валют.
Истина, очевидно, лежит где-то между этими полюсами.
Как я говорила раньше, неблагоразумно отвергать криптоактивы; нам следует приветствовать их потенциал, но при этом признавать и их риски. За счет совместной работы и используя технологии на благо общества, мы можем развивать потенциал криптоактивов, одновременно обеспечивая, чтобы они никогда не стали прибежищем для незаконной деятельности или источником финансовой уязвимости.
*****
Кристин Лагард — директор-распорядитель Международного Валютного Фонда. По истечении первого пятилетнего срока она была назначена на второй срок в июле 2016 года. Г-жа Лагард — гражданка Франции, в прошлом министр финансов Франции с июня 2007 года по июль 2011 года, она также занимала должность государственного министра внешней торговли Франции в течение двух лет.
Г-жа Лагард также имела продолжительную и примечательную карьеру юриста по антимонопольным и трудовым вопросам и была партнером в международной юридической фирме Baker & McKenzie, где в октябре 1999 года была избрана председателем. Она занимала высшую должность в этой фирме до июня 2005 года, когда была назначена на свою первую должность министра во Франции. Г-жа Лагард имеет ученые степени Института политических наук и юридического факультета в Университете Париж X, где она также читала лекции до перехода на работу в Baker & McKenzie в 1981 году.
Источник: Блог МВФ