Оглавление
Задача Тура Демистера из Adamant Research – спрогнозировать возможное развитие событий, отделив важные сигналы от хаотического информационного шума. Большая часть тенденций, которые смогли изменить историю, стали заметны только в ретроспективе.
Тур Демистер решил отыскать исторические параллели с текущей ситуацией, чтобы найти аргументы в пользу циклических сдвигов в экономике и обществе. Как говорится, нужно заглянуть в историю, чтобы сказать что-нибудь о будущем.
Ранее он анализировал сходство между биткоином и нефтяной промышленностью, изучил параллели между криптовалютой и войнами поисковых систем 1990-х годов, оценивал ситуацию, когда люди начинают обмениваться файлами друг с другом через Интернет (P2P).
На этой неделе Демистер рассмотрел протестантскую Реформацию, одно из величайших потрясений в истории, перекликающееся с началом формирования криптовалютной индустрии. Отчёт об этом исследовании можно посмотреть здесь.
Демистер основывает свои выводы на четырёх предположениях, положивших начало протестантской Реформации. Затем он сравнивает различные тезисы с крипторынком, пытаясь найти сходства. Реформация в своё время положила начало новому золотому веку человечества, принеся личностный рост и расцвет свободы, прав, исследований, изобретений и искусства. Сделает ли криптовалюта то же самое в течение следующих пятидесяти лет?
1. Монополия, которая обеспечивает статус-кво
В то время католическая церковь обладала монополией на духовность и веру, диктуя, что правильно, а что нет. Мартин Лютер бросил вызов её власти, что повлекло за собой долгую борьбу за свободу мысли и выражения.
После заключения Бреттон-Вудского соглашения в 1944 году мир находится под гегемонией доллара. Наличия строгих правил во многих странах относительно собственных валют оказалось недостаточным. В результате государства и банки вынуждены придерживаться доллара США и правил, связанных с его обменом. Таким образом, власти США способны прикрывать доступ странам и отдельным лицам к банковскому обслуживанию и торговле.
Криптовалюта бросает вызов доминированию доллара, предлагая переводы между двумя людьми без посредников. Другие функции, такие как анонимность, скорость и экономическая эффективность, будут варьироваться в зависимости от той или иной криптовалюты, но, как бы там ни было, почти многие из них основаны на идее возвращения власти индивидууму.
2. Технологические катализаторы перемен
В 1600-х годах в мире произошло несколько преобразующих технологических инноваций. Печать книг позволила авторам издавать тысячи одинаковых книг и газет, что привело к взрыву книжного дела. Двойная бухгалтерия, песочные часы и компас вызвали мощный рост торговли и экономики.
Сегодня технология для общества стала всеобъемлющей. Нет ни одной отрасли или процесса, на которые бы не влияли интернет, программное обеспечение и новые формы общения. Хранение данных превратилось из бизнеса, которому нужны миллионные инвестиции, в сферу аренды за несколько сотен долларов. Кроме того, социальные сети сделали возможным распространение хороших идей среди миллионов людей. Стало дешевле и проще подходить ко всему миру как к единому рынку. Биткоин в Танзании не отличается от биткоина в Японии или Финляндии.
3. Новый экономический класс
В 1600-х годах специализация и торговля создали новый экономический класс. Можно назвать его безопасным средним классом торговцев, юристов, ремесленников и специалистов со своими собственными финансами и свободой. Именно здесь зародились основы для новых мыслей, потому что сила и готовность бросить вызов существующим структурам имели под собой экономическую основу.
Именно в это время было изобретено страхование, позволившее планировать на многие годы вперёд, что, в свою очередь, привело к увеличению инвестиций. Снос несправедливых общественных структур стал подходящей экономической политикой для среднего класса.
Хотя в современном мире существует большое экономическое неравенство, число людей, которые считают себя бедными, значительно упало. Сегодняшний средний класс крупнее, чем когда-либо в истории, если смотреть по доли от общей численности населения Земли.
Дети этого среднего класса, или те, которых мы называем миллениалами, потребляют услуги и продукты совершенно иначе, чем их родители. Этот новый «технологический» класс людей не читает бумажные газеты и не смотрит аналоговое телевидение, они не боятся создавать учётную запись в социальной сети или покупать цифровые услуги. В 2019 году 27% миллениалов из Соединенных Штатов ответили, что предпочтут в качестве инвестиций биткоин, а не акции.
4. Повстанцам нужна оборонительная стена
Технологические инновации позволили скрывать и держать информацию в секрете. Наряду с более быстрыми методами строительства, целые городские общины смогли восстать против государственной власти и церкви. Реакция была довольно сильной, что повлекло необходимость защитных сооружений. Крепости и городские стены, остатки которых мы наблюдаем сегодня, были построены в 17 веке.
С помощью способов децентрализации и безопасности как шифрование, 2FA и приватные ключи, рынок криптовалют смог эффективно защититься от властей и доминирующих финансовых игроков. Регуляторы не спешат вводить более строгие правила, да и недавно применённые меры не смогли существенно снизить темпы инноваций на рынке криптовалюты. Контрреакция наступила слишком поздно, и человеку стало проще контролировать собственные средства посредством блокчейна.
Заключение
Тур Демистер нашёл четыре условия для криптовалюты и биткоина, с помощью которых они могут изменить мир. Свой отчёт он подкрепляет примерами из протестантской Реформации. Сходств много: обе реформации борются против монополии, на общество влияют явные технологические катализаторы, революционерами становятся выходцы из нового экономического класса, а против властных структур действуют целые сообщества.