Когда наступит время инвестировать в биткоин

Колумнист Дэвид Фиклинг исследует аргументы за и против инвестиций в биткоин и пытается понять, станет ли криптовалюта когда-нибудь защитным активом.

Допустим, пузырь на рынке биткоина только что лопнул.

В начале месяца биткоин достиг отметки $5000, с тех пор он подешевел уже на 16%. Представьте, что в течение следующих двух месяцев он продолжит дешеветь и опустится примерно до половины от своей максимальной цены. После небольшого восстановления цена снова пойдет вниз и к началу 2020 года снизится еще на треть, биткоин будет стоит меньше $2000. В течение 20 лет он будет держаться в районе этого уровня и никогда не восстановится до уровня сентября 2017-го (с поправкой на инфляцию).

Озна­ча­ет ли такой про­гноз, что циф­ро­вым ва­лю­там не место в ин­ве­сти­ци­он­ном порт­фе­ле или все же стоит дать им шанс? Над от­ве­том стоит за­ду­мать­ся, по­то­му что на гра­фи­ке по­ка­за­на тра­ек­то­рия, ана­ло­гич­ная тра­ек­то­рии цене на зо­ло­та после того, как она про­шла пик в ян­ва­ре 1980 года.

Как ска­зал од­на­ж­ды Джон Май­нард Кейнс, рынки могут оста­вать­ся ир­ра­ци­о­наль­ны­ми доль­ше, чем вы мо­же­те со­хра­нять пла­те­же­спо­соб­ность — пы­тать­ся вы­тес­нить с рынка дру­гих ин­ве­сто­ров так же бес­смыс­лен­но, как бо­роть­ся с те­че­ни­ем. Вме­сто того, чтобы за­да­вать­ся во­про­сом, есть ли в циф­ро­вых ва­лю­тах ка­кой-то смысл с фи­ло­соф­ской точки зре­ния, стоит по­ин­те­ре­со­вать­ся, имеет ли смысл в них ин­ве­сти­ро­вать.

Как уже от­ме­ча­лось, луч­ший ар­гу­мент в поль­зу вло­же­ний в циф­ро­вые ва­лю­ты тот же, что и в поль­зу по­куп­ки зо­ло­та — от­ри­ца­тель­ная кор­ре­ля­ция бит­ко­и­на с дру­ги­ми ак­ти­ва­ми, его спо­соб­ность расти, когда па­да­ют акции и на­о­бо­рот. Если от­ри­ца­тель­ная кор­ре­ля­ция с ак­ци­я­ми может ком­пен­си­ро­вать пе­ри­о­ды их сни­же­ния, зна­чит актив имеет боль­шое зна­че­ние для роста при­бы­ли.

Пред­по­ло­жим, вы вло­жи­лись в кор­зи­ну циф­ро­вых валют и дер­жа­ли их вме­сте с зо­ло­том в ка­че­стве так на­зы­ва­е­мой нега­тив­ной беты для ва­ше­го ин­ве­сти­ци­он­но­го порт­фе­ля, при­чем сто­и­мость этих ак­ти­вов со­став­ля­ла не более 3% от общей сто­и­мо­сти порт­фе­ля. Это имело бы смысл?

К этому ар­гу­мен­ту при­бе­га­ют те, кто го­во­рит, что крип­то­ва­лю­ты не имеют «фун­да­мен­таль­ной цен­но­сти». Зо­ло­то дей­стви­тель­но ис­поль­зу­ет­ся при из­го­тов­ле­нии ме­ди­цин­ских при­бо­ров и элек­тро­ни­ки и, ко­неч­но, для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний с са­мо­го воз­ник­но­ве­ния ци­ви­ли­за­ции. Зо­ло­той запас цен­траль­но­го банка также пред­став­ля­ют собой де­сят­ки тонн до­ка­за­тельств того, что жел­тый ме­талл — нечто боль­шее, чем про­сто при­чу­да.

К этому ар­гу­мен­ту при­бе­га­ют те, кто го­во­рит, что крип­то­ва­лю­ты не имеют «фун­да­мен­таль­ной цен­но­сти». Зо­ло­то дей­стви­тель­но ис­поль­зу­ет­ся при из­го­тов­ле­нии ме­ди­цин­ских при­бо­ров и элек­тро­ни­ки и, ко­неч­но, для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний с са­мо­го воз­ник­но­ве­ния ци­ви­ли­за­ции. Зо­ло­той запас цен­траль­но­го банка также пред­став­ля­ют собой де­сят­ки тонн до­ка­за­тельств того, что жел­тый ме­талл — нечто боль­шее, чем про­сто при­чу­да.

Но что тогда под­дер­жи­ва­ет ми­ни­маль­ную цену циф­ро­вых валют?

Один из воз­мож­ных от­ве­тов на этот во­прос на про­шлой неде­ле дал ге­не­раль­ный ди­рек­тор Chase & Co. Джей­ми Дай­мон в своей па­те­ти­че­ской речи о бит­ко­ине:

«Если бы вы были в Ве­не­су­э­ле, Эк­ва­до­ре или Се­вер­ной Корее, либо если бы вы были тор­гов­цем нар­ко­ти­ка­ми или убий­цей, то вам было бы лучше ис­поль­зо­вать бит­ко­ин вме­сто аме­ри­кан­ских дол­ла­ров. Таким об­ра­зом, у крип­то­ва­лют может быть рынок, но до­воль­но огра­ни­чен­ный».

Впро­чем, это не так. Как по­ка­зы­ва­ет по­пу­ляр­ность бит­ко­и­на в Китае, люди, жи­ву­щие в стра­нах, где от­сут­ству­ет сво­бод­ное дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­яв­ля­ют боль­шую за­ин­те­ре­со­ван­ность в пе­ре­ме­ще­нии средств вдали от глаз офи­ци­аль­но­го ва­лют­но­го кон­тро­ля. В таких юрис­дик­ци­ях живет около 40% на­се­ле­ния мира и про­из­во­дит­ся 20% ми­ро­во­го ВВП.

Дру­гие серые сег­мен­ты ми­ро­вой эко­но­ми­ки также пред­став­ля­ют собой ис­точ­ни­ки спро­са на ано­ним­ные тран­зак­ции.

По дан­ным ини­ци­а­тив­ной груп­пы Tax Justice Network, в на­ло­го­вых га­ва­нях по всему миру при­пря­та­но более 12 трлн дол­ла­ров. Гло­баль­ный обо­рот нар­ко­тор­гов­ли может со­став­лять 320 млрд дол­ла­ров, или около 1% от гло­баль­но­го ВВП.

Боль­шин­ство ев­ро­пей­цев ни­ко­гда не ви­де­ли банк­но­та но­ми­на­лом 500 евро, од­на­ко она поль­зу­ет­ся по­пу­ляр­но­стью у пре­ступ­ни­ков. Имен­но на эти банк­но­ты при­хо­дит­ся более 20% на­лич­ных евро в об­ра­ще­нии даже сей­час, более чем через год после того, как Ев­ро­пей­ский цен­траль­ный банк пре­кра­тил их пе­ча­тать. Да, циф­ро­вые ва­лю­ты могут ис­поль­зо­вать­ся для от­мы­ва­ния пре­ступ­ных до­хо­дов — но это слу­ча­ет­ся и с JPMorgan.

И на­ли­чие та­ко­го рода спро­са опро­вер­га­ет опа­се­ния, что спрос на циф­ро­вые ва­лю­ты вер­нет­ся к уров­ню 2007 года, если толь­ко вла­сти по всему миру не нач­нут со­гла­со­ван­ные пре­сле­до­ва­ния участ­ни­ков этого рынка, при­чем на­столь­ко хо­ро­шо со­гла­со­ван­ные, каких мы еще не ви­де­ли.

Более се­рьез­ный ар­гу­мент про­тив циф­ро­вых валют за­клю­ча­ет­ся не в том, что они могут обес­це­нить­ся, а в том, что они не дают хеджи­ро­вать риски. С 2010 года зо­ло­то и каз­на­чей­ские об­ли­га­ции имеют от­ри­ца­тель­ную кор­ре­ля­цию с S&P 500 (INDEX: SPX). Как по­ка­зы­ва­ет мно­же­ствен­ный ре­грес­си­он­ный ана­лиз, сде­лан­ный Bloomberg Gadfly, бит­ко­ин, на­про­тив, имеет по­ло­жи­тель­ную кор­ре­ля­цию. Кроме того, цена бит­ко­и­на ме­ня­ет­ся на­столь­ко ра­ди­каль­но, что вы вряд ли смо­же­те вы­стро­ить осмыс­лен­ную дол­го­сроч­ную стра­те­гию, свя­зан­ную с вашим порт­фе­лем акций.

Если ве­рить ба­хваль­ству по­клон­ни­ков бит­ко­и­на, они ин­ве­сти­ру­ют в код, по­сколь­ку счи­та­ют, что эко­но­ми­ка, ос­но­ван­ная на обыч­ных день­гах, на­хо­дит­ся на грани краха. Од­на­ко на самом деле они хва­та­ют­ся за бит­ко­ин вся­кий раз, когда рас­ту­щий фон­до­вый рынок раз­жи­га­ет их ап­пе­тит к риску и на­о­бо­рот.

В прин­ци­пе, самым боль­шим пре­иму­ще­ством циф­ро­вых валют было бы то, что они не имеют от­но­ше­ния ни к чему, что про­ис­хо­дит в ре­аль­ной эко­но­ми­ке. На самом деле, ре­аль­ный и циф­ро­вой миры тесно свя­за­ны бла­го­да­ря са­мо­му мощ­но­му про­вод­ни­ку — на­стро­е­ни­ям ин­ве­сто­ров. Толь­ко их из­ме­не­ние поз­во­лит вир­ту­аль­ным день­гам от­нять часть рынка у зо­ло­та.