Недавно стало известно о запуске сразу двух онлайн-видеоплатформ на технологиях блокчейн: одну разрабатывает онлайн-кинотеатр Tvzavr, другую — кинодистрибутор Сэм Клебанов. Оба проекта будут представлены весной в Канне и уже заключили первые контракты с европейскими дистрибуторами.
Предполагается, что блокчейн для этих проектов — не просто модное слово. Его применение должно упростить жизнь пользователям и правообладателям, которые смогут сами выгружать фильмы на платформу и продавать их зрителям напрямую. Помимо доступа к мировой аудитории блокчейн призван обеспечить и прозрачность трансакций.
Сейчас онлайн-видеосервисы сначала собирают деньги пользователей, а уже потом направляют правообладателю отчеты и выплачивают роялти. При использовании блокчейна платежи от пользователей будут отображаться в реальном времени и сразу распределяться. В обычном прокате правообладатели должны вначале найти локального дистрибутора в каждом отдельном регионе, иначе картина выйти не может.
Идея собрать ранее недоступный для зрителей контент интересна, особенно если учесть, что в российский прокат каждый год не выходят десятки признанных зарубежных фильмов, которые местные прокатчики считают неперспективными.
Например, в 2017 году российские зрители не увидели в кинотеатрах «Фантастическую женщину» режиссера Себастьяна Лелио, на днях выигравшую «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Годом ранее мимо отечественного проката пролетел и фантастический триллер «Из машины» Алекса Гарленда, также получивший «Оскар».
Более того, чиновники постоянно пытаются ужесточить доступ к отечественному прокату для зарубежных фильмов, ссылаясь на то, что в России выходит слишком много некачественных иностранных картин. Для этого в 2017 году в Минкульте планировали увеличить стоимость прокатного удостоверения с 3,5 тыс. до 5 млн руб. для всех фильмов, расписанных более чем 100 сеансами (пока министерство от этой идеи отказалось).
Впрочем, не исключено, что именно у российской аудитории признанные за рубежом, но не попавшие в отечественный прокат кинопроекты действительно не вызовут энтузиазма: в тех же онлайн-кинотеатрах говорят, что артхаус смотрит не более 1% всех пользователей.
Проблемы могут возникнуть и с продажей контента: как известно, российские пользователи не очень любят платить за музыку, книгу или фильмы. Хотя как раз этот тренд постепенно удается переломить: по итогам 2017 года доходы отечественных онлайн-видеосервисов от продажи и аренды фильмов впервые превысили доходы от бесплатного просмотра по рекламной модели.