Как криптовалюты учатся «говорить» друг с другом

криптовалюты

В истории криптовалют наступает новая эра. За восемь лет их существования мы повидали многое: рождение форков, взлёты и обвалы, кражи и благотворительность, ICO. Пришёл черёд Великого Слияния. Его не ждали, рисовали иной сценарий будущего. Но значит, пора скорректировать старые прогнозы.

Как криптовалюты учатся «говорить» друг с другом

Чтобы понять, что происходит и как к этому пришли, стоит вспомнить, как криптовалюты эволюционировали. Появление Bitcoin в 2009-м провело жирную черту между тем, что было до, когда все платежи были так или иначе привязаны к посредникам (банкам, системам электронной наличности, карточным компаниям и т.д.), и новой реальностью, когда ценность стала храниться в блокчейне, который никому единолично не принадлежит. Однако сам по себе запуск первой криптовалюты революции не произвёл — как не произвели её и расплодившиеся уже пару лет спустя близкие и дальние «наследники» биткоина.

Да, криптовалюты стали в некоторой степени альтернативой золоту и ценным бумагам — как средству для долгосрочных инвестиций. Да, они привлекли тысячи и тысячи краткосрочных спекулянтов, которые пытаются заработать на колебаниях обменных курсов. Да, многие предприниматели из числа молодых принимают биткоин, «эфир» и прочую «крипту» в счёт оплаты некоторых товаров и услуг. Но главного, на что надеялись и о чём мечтали адепты, так и не случилось: криптовалюты не стали заменой обычным деньгам. Нельзя просто так зайти в магазин и купить на биткоин булку хлеба, понимаете? Для людей, не живущих интернетом и электронной коммерцией, криптовалюты почти бесполезны.

Почему так? По многим причинам, но первая из них: зашкаливающая сложность. Мало кто, даже из числа работающих с тем же биткоином, понимает в деталях, как эта система устроена, как функционирует, а значит, и какие риски скрывает, и на что способна. Попытки же переложить сложность на посредников (скажем, найти компанию, которая будет держать за пользователя криптокошелёк и позволит не думать о технических нюансах) пока слишком часто неудачны из-за мошенников — и это тоже проблема: нет доверия… В результате криптовалютный мир существует словно бы сам по себе: он разделился на несколько фракций с огромной капитализацией (все биткоины стоят сегодня больше 40 млрд. долларов США, весь «эфир» больше 25 млрд., и так далее, по убывающей), но точек соприкосновения с реальностью почти не имеет. Купить пресловутую булку за «крипту» по-прежнему так же сложно, как и год, и два, и пять назад.

Собственно это и дало толчок криптовалютным активистам начать поиск решений. Хорошая новость: к настоящему моменту решение найдено и даже реализовано в нескольких вариантах. А вдохновение его создатели черпали из истории Интернета.

Локальные компьютерные сети ведь появились задолго до того, как все компьютеры планеты связали в единую глобальную сеть. И заслуга создателей Интернета как раз в том, что они придумали универсальный «язык», общаясь на котором, цифровые устройства разных типов смогли понимать друг друга. Таким «языком» стал протокол Internet Protocol (IP) — настолько гибкий, что и сегодня он легко связывает, например, смартфон в кармане с суперкомпьютером, управляющим поисковой машиной, или «умную» лампу с персоналкой на столе. Представьте, как здорово было бы придумать такой «язык» для электронных денег!

И это оказалось возможно — пусть и пришлось поступиться принципом, который считался фундаментальным для криптовалют: отсутствием посредников. Смотрите, как это работает на примере простейшей схемы. Пусть есть клиент А, владеющий энной суммой в биткоинах. И есть клиент Б, который не имеет биткоинового кошелька, а использует лайткойн. Чтобы передать «деньги» (точнее, ценность) от А к Б, раньше клиенту А пришлось бы идти в обменный пункт и менять свою криптовалюту на удобную для получателя. Слишком хлопотно.

Но давайте представим, что удалось придумать «язык», общаясь на котором кошельки разных типов смогут понимать друг друга без участия человека. В этом случае программное обеспечение («криптокошелёк») клиента А отправил бы запрос всем желающим: «мне нужно перевести биткоины пользователю лайткойнового кошелька». Немедленно нашёлся бы посредник Н, который (не сам конечно, а его софт) ответил бы: «я могу это сделать». Он принял бы биткоины от А и перечислил Б со своего личного кошелька нужную сумму в лайткойнах. Важно, что все при этом довольны: А не тратил времени и сил на обменный пункт, Б получил деньги быстрее, а Н заработал (на курсовой разнице или комиссии, уплачиваемой А или Б). Ещё важнее, что А и Б не обязаны при этом быть специалистами по криптовалюте: им достаточно лишь знать адреса кошельков друг друга.

Это простейший пример. На самом деле существование такого универсального «языка» сделает возможным удивительные вещи. Ведь связать с его помощью можно не только пользователей криптокошельков, но и обладателя, скажем, биткоинов с той самой булочной из примера выше. Владелец булочной с криптовалютами никогда не сталкивался, но теперь ему можно и вообще не знать об их существовании! Главное, что программное обеспечение на кассе подключено к интернету и «говорит» на том же «языке», что и криптокошельки. Значит, клиент А, пожелав оплатить булку хлеба, одним нажатием кнопки на смартфоне сможет отправить биткоины посреднику М, который примет их и расплатится с булочником, скажем, банковским переводом. Вуаля: в считанные секунды платёж прошёл, чек напечатан, булка получена.

Кстати, если углубиться в детали, окажется, что универсальный «язык» для электронных денег делает возможной ещё одну чрезвычайно важную вещь: практически моментальные транзакции. Если вы пользовались криптовалютами, то конечно знаете, что подтверждение платежа там занимает от нескольких минут до (если не повезёт) часов. И это проблема: мало кто из посетителей пресловутой булочной готов ждать даже десять минут. Но универсальный «язык» для электронных денег содержит функцию резервирования средств, благодаря чему для клиентов платежи становятся моментальными, а подтверждения транзакции дожидается только посредник (для него это сопряжено с некоторым риском, но ведь он на этом и зарабатывает).

Работает Interledger Protocol.

Что ж, первые практически пригодные проекты такого рода засветились уже три года назад: вспомните историю криптовалюты Ripple . И к настоящему моменту именно на её основе вырос, на мой взгляд, самый жизнеспособный и обладающий наибольшим потенциалом «универсальный язык для электронных денег»: межсистемный протокол Interledger Protocol (ILP). Он стал частью разрабатываемого консорциумом W3C стандарта веб-платежей — и посмотрите, как легко его использовать! Например, адреса клиентов приведены к общему виду, независимо от того, деньгами в каком виде конкретный клиент распоряжается: g.crypto.bitcoin.1BvBMSEYstWetqTFn5Au4m4GFg7xJaNVN2, g.us.acmebank.acmecorp.sales.199 и т.п. Совсем как с адресами веб-сайтов или электронной почтой!

Но, конечно, ILP не единственная разработка. Есть, например, COMIT Network, преследующая те же цели. И уже появляются клиентоориентированные продукты, на них опирающиеся: среди них нашумевший в июне универсальный электронный кошелёк TenX.

Что дальше? Полагаю, несколько «языков»-протоколов будут сосуществовать и отчасти конкурировать — и это хорошо, поскольку подтолкнёт их разработчиков к расширению функционала. Главное, что сложность будет спрятана от конечных пользователей. И криптовалюты станут наконец настоящими деньгами!