Биткоин раздвинул границы технологических инноваций в платёжном секторе, именно благодаря им появился такой революционный способ привлечь капитал как ICO. Инвестиции стали доступны рядовым инвесторам, которые раньше испытывали проблемы с вложением собственных средств. Казалось бы, ситуация была беспроигрышная.
Поскольку технология была новой, власти не задавали лишних вопросов и не оказывали никакого противодействия, благодаря чему инновационные решения процветали, вовлекая миллионы начинающих инвесторов. Каждую неделю появлялся новый проект с новыми обещаниями.
Это был 2017 год, когда ICO достигли своего пика. Инвесторам было всё равно, куда вкладывать средства, они просто покупали токены, которые, как и биткоин, показывали мощный рост. Встречались и такие счастливчики, которые за одну ночь в буквальном смысле слова просыпались миллионерами.
Правда, были и проекты, которые стремились изменить мир, но их было явное меньшинство. Тогда экосистема ICO стала для организаторов простым способом получить быстрый заработок, а затем свернуть свою работу, оставив инвесторам бесполезные токены.
Мошеннические ICO-проекты встречались повсюду, поскольку в экосистеме отсутствовало какое-либо регулирование. Идея, которая развивалась как способ привлечения капитала, трансформировалась в средство наживы для мошенников.
Во время своего пика (2016-2018 гг) ICO привлекали от пары сотен миллионов до миллиардов долларов. Эти проекты всё ещё существуют, некоторые из них даже развиваются, но в целом ситуация не оправдала надежд инвесторов. В этой статье мы ещё раз рассмотрим эти ICO и достигнутый ими прогресс.
Объединённые данные анализируют 20 ведущих ICO по размеру привлечённого капитала и классифицируют их на успешные и неудачные с использованием различных критериев. В число ICO-проектов входит eos, крупнейший блокчейн, который привлёк $ 4,2 млрд, и 20-й по величине TenX, который привлёк $ 83,11 млн.
В рамках исследования выбрано 20 проектов с максимальными сборами, они подразделяются на две категории – успешные и неуспешные на основе трёх критериев: дорожная карта и сроки, ценовая динамика/производительность и вовлечённость сообщества.
Дорожная карта и сроки
По этим критериям оценивается выполнение заявленной дорожной карты и соблюдение установленных сроков. Планы по развитию отслеживаются на основе официальных источников и актуальных новостей на github.
Вовлечённость сообщества
В данном случае изучались страницы в социальных сетях – Твиттер, telegram, facebook, Medium и т.д., и то, насколько активно проект взаимодействует с сообществом. Речь идёт о частоте обновлений ленты новостей, помощь сообществу в решении проблем и пр.
Ценовая динамика
В этой категории изучалась цена, полезность и производительность токена с момента запуска, также приведено сравнение с другими альткоинами экосистемы. Другими словами, учитывается окупаемость инвестиций в токен, листинг токенов на биржах и их ликвидность.
Исходя из этих критериев, 9 из 20 проектов (то есть 45% проектов) потерпели неудачу. Остальные были успешными, включая EOS, криптовалюта которого входит в топ-10 криптовалют.
Удачные проекты показали хорошие результаты, они поддерживали здоровый баланс в разработке продуктов, придерживаясь сроков в дорожной карте, управлении денежными средствами и вовлечении сообщества.
Kik и Kin, хотя и был успешным проектом, но его деятельность была подорвана из-за sec (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) , которая подала на них в суд за продажу незарегистрированных ценных бумаг. Сейчас проект пытается остаться на плаву, привлекая от сообщества миллионы долларов для разрешения спора с регулятором.
Фактором успеха, который объединяет все эти ICO, был период проб и ошибок. Единого правильного решения не существовало, каждый искал свой собственный путь.
Генеральный директор и соучредитель Kava Labs Брайан Керр (Brian Kerr) объяснил, что ICO набирали обороты за счёт нахождения в «серой зоне», сочетая в себе «краудфандинг и предложение ценных бумаг, из которых люди смогли извлечь пользу».
Говоря о причинах неудачи многих ICO, Керр добавил:
«Отчасти сказались плохие стимулы, отсутствие профессионализма и просто плохие идеи. Первые ICO ставили своей целью быстро обеспечить доход основателям, после чего практиковали экзит-скамы».
По-прежнему ошеломляет факт, что так много проектов, которые привлекли миллионы с обещанием сделать что-то новое, провалилось. В большей степени ICO использовали мошенники, в результате чего вмешались регуляторы. Это сдержало скамеров, но при этом сослужило плохую службу для оригинальных и хорошо проработанных проектов.
Говорят, что ничто не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда, это касается и ICO, которые сейчас обретают новую форму существования.