Хочу сразу прояснить ситуацию: никто не знает, что будет с рынком криптовалют завтра. Одни эксперты с мировым именем говорят о его огромных перспективах и открывающихся возможностях. Другие, не менее известные и уважаемые, предрекают его крах. Я уверен, что к нему отлично подходит выражение, предложенное знаменитым экономистом Хайманом Мински, имевшим белорусские корни: too Big to Fail. Этот рынок слишком велик и перспективен, чтобы упасть. И в нем слишком многие заинтересованы.
Безусловно, как и любой другой рынок, находящийся в процессе становления, его ждут взлеты, падения и потрясения. Но разве этого нет на мировом рынке, скажем, нефти? Или какао-бобов? Да, все слышали, что «курс биткоина рухнет». Но про курс доллара и любой другой валюты годами говорят то же самое.
На сегодня в мире существует около 800 криптовалют. Далеко не все они популярны и востребованы, вероятно, большинство из них со временем останутся в архивах. Это нормально. Но если говорить о рынке в целом, то сегодня у него одна глобальная проблема: он практически не связан с реальной экономикой. Вы можете зарабатывать крипту майнингом, покупать эфиры за биткоины, токены блокчейн-компаний за эфиры. Вы можете просто иметь в кошельке пять биткоинов и смотреть, как они дорожают. Но купить за них велосипед, книгу или кофеварку практически невозможно. То есть криптовалюта на данный момент — это инструмент инвестирования и накопления, а не платежа.
У этой проблемы две причины. Первая — административные барьеры, вторая — высокая волатильность криптовалют.
Национальных регуляторов и правительства разных стран понять можно. Им страшно признавать криптовалюты — хотя бы некоторые — законным платежным средством. По меньшей мере потому, что они децентрализованы и управлять ими не получится. Попытки запретов, как это происходит в ряде стран, связаны не с отрицанием криптовалют в принципе, а с желанием выработать механизмы государственного влияния на рынок. Как только они появятся, вместо запретов возникнут определенные ограничения, которые доставят неудобства игрокам рынка, но все же позволят работать официально и в соответствии с законодательством.
В ЕС нет ни одного государства, наложившего постоянный запрет на транзакции с криптовалютами. В Африке многие страны, в которых затруднен доступ к банковским сервисам, заинтересованы в развитии проектов по оплате криптовалютами. Проблемы есть в Китае, где регуляторы наложили запрет на все сервисы обмена криптовалютами, и некоторых странах Южной Америки.
Мировой тренд очевиден: криптовалюты понемногу обретают «официальный статус». Национальные регуляторы большинства стран находятся в «режиме ожидания», не предпринимая никаких действий и оглядываясь на лидирующие экономики. На данный момент среди них и Беларусь. Как только будет выработан действенный механизм государственного контроля — шлюзы откроются.
Что же касается высокой волатильности валют и скачков курса, то этого в ближайшее время не избежать. Рынок слишком молод и потому очень нервно и сильно реагирует на любое связанное с ним событие.
Сегодня существует целый ряд блокчейн-проектов, нацеленных именно на решение проблемы «выхода» в реальную экономику и минимизации влияния факторов, препятствующих этому.
Уже несколько лет в Евросоюзе работает проект CoinGate, который позволяет принимать платежи в криптовалюте за любые услуги, взимая 1% от транзакций.
Кроме того, сейчас много стартапов, которые предлагают платежные решения для использования криптовалюты с разной степенью готовности продукта. Они активно проводят ICO и находят отзыв у криптовалютного сообщества. Например, не так давно успешное Pre-ICO провел проект Bankera. За 18 минут смог провести ICO в сентябре проект Monetha.
В числе решений, которые призваны сблизить криптомир и реальную экономику, есть и наш продукт — международная децентрализованная мультикриптовалютная платежная система CopPay. У нас уже есть альфа-версия терминала, которая официально принимает платежи в криптовалютах в странах ЕС.
Все очень просто. Покупатель желает расплатиться криптовалютой, продавец желает получить, допустим, белорусские рубли. С помощью терминала выставляет ему счет в любой валюте по существующему курсу. Покупатель платит, крипта в режиме реального времени продается на бирже, и на счет продавца зачисляются рубли. Причем именно та сумма, которая обозначена на ценнике. Благодаря онлайн-продаже криптовалюты продавец избегает рисков, связанных с нестабильностью курса. Кстати, терминал уже полностью легально работает в одной из стран ЕС.
Это действительно рабочий проект — и к нему уже присоединяются эксперты с мировым именем. Причем не только из мира криптовалют. Например, гуру менеджмента Ицхак Адизес.
Думаю, наш и подобные ему проекты должны стимулировать национальные правительства активнее работать над созданием законодательной базы для работы с криптовалютами. Ведь страны, которые окажутся в числе первых, смогут привлечь в свою экономику средства людей, имеющих на руках криптовалюту.