В Facebook распространяется мошенническая реклама цифровой валюты Дурова

В социальной сети начали появляться мошеннические рекламные объявления, предлагающие заработок на криптовалютах с использованием образа основателя Павла Дурова.

В Facebook распространяется мошенническая реклама цифровой валюты Дурова

Продвигаемый под аккаунтом «Успешный инвестор» пост ведёт на сайт, дизайн которого маскируется под РБК. В публикацию, выглядящую как расследование издания, встроены ссылки на сайт с видеороликом об «уникальной схеме» заработка и формой для регистрации якобы на платформе Павла Дурова, куда предлагается ввести личные данные, в том числе адрес электронной почты и телефон. После регистрации пользователь сможет без усилий зарабатывать по 10–15 тыс. руб. в день, обещает сайт.

Исходя из информации сервисов whois, домен, на котором разместился фальшивый сайт, зарегистрирован 30 августа. Платформа TON со встроенной криптовалютой готовится к запуску этой осенью. Проект уже привлёк инвестиции в размере $1,7 млрд. Интерес российских интернет-пользователей к темам TON и подскочил в августе 2019 года, а по запросу «купить » достиг годового пика в первую неделю сентября (пока приобрести криптовалюту нельзя, токены получили только инвесторы), следует из данных Trends.

В Facebook официально запрещены объявления, предлагающие «схемы быстрого обогащения». Но это не первый пример того, что в подобных рекламных постах в социальной сети используются образы известных людей и мимикрия под популярные СМИ и новостные агрегаторы, включая «Яндекс.Новости» и «Новости Mail.ru». Среди подобных случаев – реклама с Филиппом Киркоровым или Иваном Ургантом, якобы зарабатывающими на секретных инвестиционных схемах.

Премодерация рекламы в Facebook происходит в основном в в основном в автоматизированном режиме, поэтому подобные объявления и могут появляться, указал руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. Подобные схемы распространяются не только в Facebook, но и в Telegram, причём там мошенники чаще всего «хорошо в это инвестируют», например, выкупая каналы с большой аудиторией, пояснил руководитель Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Facebook в данном случае выступает в двух качествах: как распространитель рекламы и информационный посредник, отметил советник практики информационных технологий Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. В первом случае соцсеть вообще не несёт ответственности за рекламу, а во втором — только если осведомлена о нарушении чужих прав — например, когда на рекламе есть чужие товарные знаки. В случае с мимикрированием под РБК мошенники предусмотрительно использовали изменённый знак «RБК», кроме того, злоумышленников «сложно установить гражданско-правовыми способами», отметил юрист.