Европейский парламент 19 апреля принял, а Совет Европы 14 мая утвердил изменения к Директиве 2015/849/ЄС. Они обязывают страны — члены ЕС в течение 18 месяцев законодательно определить статус криптовалют. Совет Европы требует дать точное определение понятию «виртуальная валюта», ввести первичный финансовый мониторинг посредников, которые обменивают криптовалюты на обычные деньги, и тех, кто хранит электронные кошельки пользователей.
Этот шаг необходим, чтобы предотвратить использование криптовалют в схемах по отмыванию денег и финансированию терроризма. На сегодняшний день страны ЕС по-разному трактуют понятие «криптовалюта».
Изменения в законодательстве Евросоюза напрямую коснутся и Украину. Обязательства, прописанные в ст. 20 Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной, требуют от Украины в течение 5 лет принять положения Директивы 2015/849/ЄС и на их основе адаптировать национальное законодательство по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Украина должна будет принять положения Директивы Е С о легализации криптовалют не позже августа 2021 года с положением об определении, что считать виртуальными валютами, и другими юридическими нормами, регулирующими крипторынок.
Решение Совета Европы создать юридические механизмы контроля обращения криптовалют снимает с руководства Украины необходимость самим разрабатывать правила регулирования рынка криптовалют. Нужно только подождать полтора года, когда ЕС утвердит пакет нормативных актов, и адаптировать их в национальное законодательство.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что в украинском законодательстве не будет термина «криптовалюта». Базовым понятием станет«виртуальная валюта», включающим в себя не только платежные электронные средства на базе блокчейн-технологий, но и другие виртуальные валюты, созданные на основе других технологий. Фактически криптовалюта будет трактоваться как вид электронных денег, а эта сфера уже регулируется в Украине «Законом о платежных системах» и «Положением об электронных деньгах в Украине».
До недавнего времени криптовалюта считалась в Украине одним из видов суррогатных денег. Согласно ст. 32 закона «О Национальном банке», «…выпуск и оборот на территории Украины других денежных единиц и использование денежных суррогатов как способа платежа запрещены». Еще в 2014 году НБУ в специальном письме определил Bitcoin как вид денежного суррогата, чем поставил криптовалюту вне закона. В мае 2018 года НБУ аннулировал это письмо, которое было всего лишь рекомендацией или разъяснением.
Но к этому времени СБУ уже использовала «нелегальный» статус криптовалюты как основание для рейдов на майнинговые фермы и обменные пункты. Такое положение вынуждало участников рынка прятаться в «тень». Там и сейчас находится большая часть криптовалютного рынка Украины.
«Ошибочное восприятие сути криптовалюты позволило отдельным государственным ведомствам препятствовать легитимной деятельности компаний, занимающихся майнингом криптовалют в Украине, — заявила Realist‘y Екатерина Белоус, эксперт проекта USAID „Трансформация финансового сектора“. — Рынку сложно развиваться, когда нет понимания принципов работы криптовалютных систем».
На сегодня нет достоверных данных о масштабах рынка криптовалют в Украине. В среднем за сутки объем операций по обмену криптовалюта — гривна на трех украинских криптобиржах составляет $ 2 млн (около $ 700 млн в год). Но операции на специализированных биржах — это только часть рынка.
«Согласно рыночным источникам, в Украине в майнинг инвестировано около $ 80 млн. Приблизительно 90−95 тыс. украинцев владеют криптовалютами. Большинство инвестировали незначительные суммы в 2017—2018 годах во время резкого скачка цен, в частности биткоина, под влиянием хайпа, который сопровождал подорожание», — говорит Екатерина Белоус. За последние несколько лет 42 высокопоставленных чиновника и три народных депутата подтвердили в своих налоговых декларациях владение криптовалютами.
Также в украинском судопроизводстве было принято два судебных решения в тяжбах, связанных с использованием криптовалют. Одно из них — решение Харьковского окружного административного суда — стало чуть ли не юридическим казусом. Суд удовлетворил требования компании «Единаркоин» избавить ее от уплаты налогов на операции с созданной компанией криптовалютой и обосновал свое решение прецедентом в Европейском суде справедливости (ЕСС) по делу «Хенквист против Швеции».
В 2015 году Девид Хенквист оспорил в ЕСС решение шведской налоговой службы взымать НДС с операций на созданной им же обменной бирже криптовалют. Суд принял сторону Хенквиста, заключив, что биткоин не подпадает ни под одну категорию товаров и услуг, с которых взымается НДС.
Вторая тяжба между двумя гражданскими лицами рассматривалась в Киевском апелляционном суде. Касалась она взыскания долга в размере 10 тыс. грн за непроплаченную покупку Bitcoin. Криптовалюта в данном гражданском споре трактовалась как «товар».
После аннулирования письма НБУ о том, что криптовалюта — это денежный суррогат, она частично была возвращена в правовое поле.
«На сегодняшний момент с правовой точки зрения криптовалюту уместно трактовать как „нематериальный актив“ или „другое имущество“, что делает ее объектом гражданского и хозяйственного права», — разъясняет Realist'у Игорь Самоходский, юридический эксперт «Офиса эффективного регулирования» (BRDO).
При такой трактовке можно выделить 25 действующих нормативно-правовых актов, которые тем или иным образом регулируют криптовалютный рынок.
В переходном правовом положении рынок будет оставаться до тех пор, пока Украина не адаптирует измененные положения Директивы 2015/849/ЄС. Или как вариант — пока не будет принят специальный закон о рынке криптовалют. Сейчас в Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта (№ 7183, № 7246, № 7485) о регулировании рынка. Еще один законопроект разрабатывает народный депутат Алексей Мушак.
Авторы законопроектов по-разному трактуют понятие «криптовалюта», что делает законопроекты практически непроходными. По крайней мере, до тех пор, пока Минфин, Нацбанк или другой регулятор не озвучит точное определение «криптовалюты», чтобы оно было взято за основу при создании нормативной базы, регулирующей рынок криптовалют.
«В мире пока нет общепринятого определения, что такое криптовалюта, — объяснил Realist'уГабриель Содеберг,экономист центрального банка Швеции. — Но это не значит, что страны не могут принимать отдельные законы, регулирующие рынок. Если, конечно, они точно знают, что именно они хотят регулировать, и уверены, что получат ожидаемый эффект».
Государство получит дополнительные деньги в бюджет от налогообложения коммерческой деятельности криптокомпаний. Коммерческие банки станут участниками рынка, предлагая обмен виртуальных денег на гривны или иностранную валюту. А для СБУ легальный рынок и контролируемые денежные потоки облегчат поиск спонсоров терроризма и разоблачения схем отмывания денег.