Обложка нового еженедельника Businessweek от Bloomberg посвящена биткоину. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Трейси Аллоуэй «Год после лопнувшего криптопузыря. Биткоин когда-нибудь восстановится?»
Стоимость одного биткоина 11 декабря — $3300. Впечатляющая цифра, учитывая то, что стоимость главной криптовалюты 10 лет назад равнялась нулю. Но она также многих огорчает, потому что год назад курс биткоина достиг почти $20 000, что, возможно, делает его одним из самых ярких экономических пузырей в мировой истории.
Последствия были серьезными. «Мистер Сатоши, CEO, не показывается, чтобы дать хоть какое-то объяснение… #Shame #Refund», — сетовал один разочарованных криптоэнтузиастов. Очевидно, что он дезинформирован о роли анонимного создателя биткоина.
В течение большей части своего первого десятилетия криптовалюта была формой цифрового популизма, который подпитывал веру в то, что биткоин будет использоваться для борьбы с финансовыми манипуляциями и мощью Уолл-стрит, обеспечивая при этом безопасную, эффективную и независимую платёжную систему.
Сегодня биткоин не привязан к этим идеологическим истокам; каждый видит в биткоине что-то своё. Даже после обвала находятся те, кто надеется, что криптовалюта — это дорога к богатству на Ламборджини. Для других это инструмент для мошенничества, отмывания денег и других преступлений. А для многих на Уолл-стрит биткоин представляет собой отдельный класс активов, который в конечном итоге благословят традиционное финансовое учреждения и регуляторы.
То, что биткоин взяли под своё крыло те люди, которых ненавидели ранние сторонники криптовалюты, показывает, насколько безумной была эта поездка.
В 2017 году компании хотели воспользоваться fomo инвесторов. Они меняли свои названия, добавляя слово «блокчейн», и смотрели, как цены на их акции из-за этого мгновенно взлетают. Были свои инфлюенсеры, которым платили за рекламу новых цифровых активов в социальных сетях. (Некоторые знаменитости, в том числе боксёр Флойд Мейвезер, были за это оштрафованы SEC). По слухам, криптовалютные «киты» заняли огромные доли рынка. Возник культ биткоин-максималистов, которые верят, что их конкретная цифровая валюта (и ничья другая) однажды заменит все другие формы денег.
Фраза «блокчейн, но не биткоин» стал мантрой практически на каждой финтех-конференции. Она как бы показывала, что её автор слишком умён, чтобы повестись на пузырь биткоина, но при этом видит большие перспективы в этой базовой технологии. Вы можете отслеживать алмазы на блокчейне. Или листья салата.
Сегодня каждый может (и будет) запускать криптовалюту, предназначенную практически для чего угодно. Все, что вам нужно для её реализации — это просто скопировать готовый код и «создать сообщество». Консенсус — жизненная основа криптовалют, без которой они мельчают и умирают. Но по мере роста вселенной сторонников криптовалют им становится все труднее договариваться о том, во что именно они верят. Форки биткоина разделили энтузиастов на враждующие фракции, а из-за быстрого падения цен на множество других цифровых токенов их теперь презрительно называют шиткоинами.
Сможет ли биткоин и его братья пережить эту распродажу? Перед ценовым максимумом мы уже трижды видели это, но только для того, чтобы потом цены на криптовалюты выросли. По мнению криптовалютной платформы Coinbase, главное отличие этого раунда заключается в огромном размере потерянных денег — более $700 млрд. Сотни бывших администраторов баз данных переименовали себя на «экспертов по блокчейну», а управляющие активами предлагали цифровые активы для диверсификации портфелей инвесторов, которым, вероятно, был нужен лучший совет.
Рыночная мудрость гласит, что обвал достигает своего дна тогда, когда последний «бык» капитулирует и продаст. Но какой должна быть капитуляция актива, который стал таким же культурным явлением, как и инвестиции в акции? Сколько разных концепций биткоина должно умереть? Чтобы заслужить доверие, деньги должны быть простыми и скучными, чего никогда не было у биткоина. Кто-то всегда будет разочарован.